Атеизм

Cлово «атеизм» означает:

Разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культов, утверждение самоценности бытия мира и человека.

Источник: Религиозный словарь

Значение слова «атеизм» в русском языке

(от греч. atheos — безбожный). 1) В традиционном понимании — ментально-мировоззренческая установка, программно альтернативная теизму, т.е. основанная на отрицании наличия трансцендентного миру начала бытия, однако объективно изоморфная ему в гештальтно-семантическом отношении: А. как "обернутый монотеизм" (Клоссовски), как "теология, где человек встает на место Бога" (Батай). В конкретных формах может конституироваться в оппозиции не столько теизму как таковому, сколько конкретному вероучению (определенной конфессии). В рамках традиции содержание понятия "А." обретало свою определенность в контексте соотношения с содержаниями таких понятий, как "религиозный индифферентизм" (отсутствие фокусировки мировоззрения на вопросах веры), "религиозный скептицизм" (сомнение в определенных догматах вероучения), "вольнодумство" (внеконфессиальная интерпретация символа веры) или "антиклерикализм" (социально ориентированная позиция неприятия института церкви). По форме своего проявления А. жанрово варьируется в предельно широком диапазоне: от когнитивных моделей, исключающих Бога в качестве объяснительного принципа из картины мира (материализм в последовательно монистических своих версиях) до смысложизненной позиции богоборчества (романтизм). Определяя современность как существование человека "в условиях отсутствия Бога" (Аренд), философия в 20 в. объясняет формирование данной культурной установки тем недоверием (порожденным культивацией технологизма), которое человек испытывает ко всему, что не сделано его руками, ибо не способен принять бытие как "свободный дар ниоткуда", стремясь артикулировать его как продукт собственной деятельности (классический западный активизм — от фигуры Демиурга в античной философии до идеи "второй природы" в марксизме). По формулировке Аренд, "чем больше развита цивилизация, тем более совершенный мир она создает; чем более дома чувствуют себя люди в этой искусственной среде, тем больше будет их возмущать все постороннее, ими не произведенное, что просто и таинственно ниспослано им". А. трактуется современной философией как основанный на фундаментальной негативности. С одной стороны, "живя под знаком завершившейся истории, уже на берегу текущей мимо реки", человек, "уподобившись Богу" в своем удовлетворении универсумом и всеведением, "не останавливается на Боге", побуждаемый имманентной своей "страстью негативности" (Бланшо). С другой стороны, по оценке Батая, фундирующая западно-европейскую культуру философия Гегеля в современной своей артикуляции (в частности — в раскрываемых аналитикой Кожева аспектах) "обнаруживает себя философией смерти (или, что то же самое, А.)", ибо основана на негативности — прежде всего, "негативности человека, которая дана в смерти" (Батай). В свою очередь, содержание А. конституируется как сугубо негативное (логико-рациональная критика богословских доказательств бытия Божьего, естественнонаучная критика соответствующих мирообъяснительных моделей, социально-политическая критика института церкви). Несмотря на декларируемую (на уровне самооценки) позитивность позиции (от пафоса утверждения разума в А. Просвещения до пафоса утверждения новой социальной реальности в А. марксизма, включая неортодоксальное течение богостроительства), негативность А. остро проявляет себя в экзистенциальных проекциях человеческого существования (в "Молитве атеиста" де Унамуно, например: "Господь несуществующий! Услышь // В своем небытии мои моленья…"). 2) В философии постмодернизма — способ (стиль) мышления, фундированный идеей "смерти субъекта" и принципиальным отказом от возможности внетекстового источника смысла, — как в плане "трансцендентального означаемого" (Деррида), так и в плане "трансцендентного субъекта" (В.Лейч). Такая парадигма философствования постулирует практическую "невозможность существования Бога для субъекта речи" (Кристева), — по формулировке Д.Зеппе, даже "теологи, живущие после "смерти Бога", должны мыслить только атеистически" (ср. парадигмальную установку протестантского модернизма: например, Бонхеффер, Дж.Дж.Альтицер и др.). А. в данной его интерпретации фундирован в работах Батая, Фуко и др. Семантическая фигура Бога стоит в постмодернизме в одном ряду с фигурами Автора, психоаналитически понятого Отца и, в целом, субъекта (познания, действия, власти), сопрягаясь с феноменом центра (структуры, власти и т.п.) и выступая символом традиционной рациональности, метафизики и онтологии. В этом отношении А. фактически выступает в постмодернизме необходимым аспектом фундаментальной для него номадологической парадигмы децентрации (текста, опыта, структуры), постулируя новое понимание бытия как флуктуационного процесса самоорганизации, осуществляющегося вне однозначных механизмов линейного детерминизма, предполагающих процедуры внешнего причинения. — "Мир без Бога" стоит в одном ряду с такими базисными аксиомами постмодернизма, как "Текст без Автора", "язык без субъекта", "голос без говорящего", — выражая наряду с ними идею нелинейности. Подобным образом понятый А. позволяет постмодернизму конституировать внутри своего концептуального поля нетрадиционно артикулированную семантическую фигуру Бога (Бог как "предельный цикл Хроноса" у Делеза, например, — вне обязательной для теизма личностной его артикуляции — см. Социальное время, Эон). Фактически постмодерн задает не только новую семантику, но и нетрадиционную аксиологическую окраску классическому понятию А.: по формулировке Вейль, "одна из драгоценных радостей земной любви — радость служить любимому существу так, чтобы оно не знало об этом. В любви к Богу это возможно лишь через атеизм". (См. также "Смерть Бога", "Смерть субъекта".)

Источник: Философский словарь

Словарь синонимов

Атеизм

безбожиебезвериеневерие

Большой Энциклопедический Словарь

Атеизм

(франц. atheisme — от греч. atheos — безбожный), историческиразнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа иутверждение самоценности бытия мира и человека. Находил выражение ввольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматриваетрелигию как иллюзорное сознание.

Исторический словарь

Атеизм

— безбожие; воззрение, отвергающее всякие религиозные верования. Существовал еще в рабовладельческом обществе; составная часть коммунистического мировоззрения и ряда других политических направлений.

Исторический словарь

Атеизм

(греч. — отрицание Бога, безбожие) — система взглядов, отвергающая религиозные представления (веру в Бога, в бессмертие души, воскресение из мертвых и т.д.). Как система взглядов атеизм не сводится только к исторической, философской, естественно-научной критике религии. объясняет причины возникновения, источники веры у людей, изучает социальную природу религии. следует отличать от других видов критики религии (антиклерикализм, вольнодумство и т.д.).

Политический словарь

Атеизм

( гр. atheos безбожный) — отречение от Бога, отрицание Бога; А. либо в принципе отрицает существование того, что подразумевается под словом "Бог", либо оспаривает положение, что Бог, если он существует, в какой-то мере может быть познан людьми.

Социологический словарь

Атеизм

— система  взглядов, отвергающих веру в Бога (богов) и в сверхъестественные силы. А. не сводится к отрицанию веры в сверхъестественное. А. представляет собой закономерный продукт  развития об-ва. Его возникновение и исто-рич. развитие  можно научно объяснить, лишь исходя из анализа  соц. -экономич. основы об-ва той или иной эпохи. А. был, как правило,  идеологией прогрессивных классов или соц. слоев. Так, в античном об-ве А. был свойствен идеологам рабовладельческой демократии, в XVIII в. атеистич. идеи развивали представители революционной буржуазии, наконец, в XIX в. А. становится неразрывной частью социалистич. мировоззрения. Развитие А. тесно связано с развитием ма-териалистич. философии и научн. знания. Степень теоретич. обоснованности и последовательности А. определяется уровнем развития философского материализма  и науки в целом. Вершиной А. является А. франц. материалистов XVIII в. (Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеции и др.) и А. нем. материалиста Л. Фейербаха. А. свойственна критика религии как ложного, иллюзорного сознания, как превратного отражения действительности. Лит.: Григорян М.М. Курс лекций по истории атеизма.  М., 1974; История  и теория  атеизма. М., 1982. Д.М. Угринович.

Социологический словарь

Атеизм

(от греч. atheos — безбожный) — англ. atheism; нем. Atheismus. Отрицание  существования Бога и связанное с этим отрицание религии. См. РАЦИОНАЛИЗМ,  МАТЕРИАЛИЗМ. 

Философский словарь

Атеизм

(букв.-«отрицание теизма», переводимое как «безбожие»): наиболее радикальная и последовательная форма свободомыслия, проявляющаяся в сознательном и безоговорочном неприятии любой модификации веры в сверхъестественное с непременным противопоставлением ей безрелигиозного образа мыслей, чувств и действий. В СССР атеизм превратился в своеобразную государственную религию.

Философский словарь

Атеизм

(от греч. atheos — безбожный) — отречение от Бога, отрицание Бога; атеизм либо в принципе отрицает существование того, что подразумевается под словом "Бог" (радикальный атеизм), либо оспаривает положение, что Бог, если он существует, в какой-то мере может быть познан людьми (агностический атеизм). Радикальный атеизм в ярко выраженной форме характерен лишь для последователей современного материализма, особенно для марксизма и позитивизма; агностический атеизм был распространен уже среди .философов Древней Греции, где был представлен некоторыми досократиками (Демокрит и др.) и софистами (Протагор, Горгий), Эпикуром и его школой, ранними киниками и скептиками. В современной ценностной этике содержится постулативный атеизм, главным представителем которого был Н. Гаргман, считавший веру в божественного законодателя несовместимой с этикой ценностей. Он утверждал, что целевой детерминизм божественного провидения отрицает этическую свободу (а вместе с тем и предпосылку всякого нравственного поведения). Если же допустить свободу отдельной личности, то она неизбежно приведет к отрицанию финального детерминизма. Эти явления взаимно противоположны — как тезис и антитезис.

Философский словарь

Атеизм

учение о несуществовании Бога, отрицание религии.

Философский словарь

Атеизм

критический анализ и опровержение веры в Бога как личность, а также веры в любых иных богов, сверхъестественные силы или в бестелесные духовные существа. Эта критика может иметь философский, естественнонаучный либо историко-научный характер. обычно рассматривают как форму свободомыслия. Вместе с тем атеистическая концепция во многом аналогична по своему понятийному составу и образу мышления тому религиозному учению, которое она подвергает критике, вторична по отношении к нему.

Философский словарь

Атеизм

(от франц. atheisme — безбожие отрицание и theos — бог) — философско-материалистическое учение и мировоззрение, основанное на научных знаниях. Отказ от любых религиозных верований. Постулирует, с одной стороны, несостоятельность, отрицание всякой религии как фантастического, искаженного отображения действительности, отвергает веру в реальность существования всего сверхъестественного, Бога, богов, духов, потустороннего мира, воскрешения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие; с другой — признает вечность и несотворимость мира, развитие природы и общества, материи в целом по определенным объективным законам.

Философский словарь

Атеизм

(от греч. atheos — безбожный) — неверие в бытие Божие, вера в несуществование Бога (или богов), отрицание Его бытия и возможности Богопознания. настаивал: все, что говорят о Боге, следует отнести к человеку ради свободы и полнокровности его жизни. Однако, по оценке П.Юркевича, атеисты "идут против настоятельнейших и существеннейших побуждений своего сердца", а П.Тиллих охарактеризовал атеизм как "попытку стать незаинтересованным в смысле своего существования". Различают: теоретический атеизм, некорректно утверждающий, что Бога нет, потому что не доказано, что Он есть; практический атеизм, или индифферентность по отношению к Богу (позиция "нам все это не нужно"); воинствующий атеизм, требующий полного искоренения всякой религии как препятствия достижению счастья человека. В философии атеизм требует не принимать никаких допущений о существовании Высшего в целях осмысления нашего мира — природы, истории и человека. Атеистичны материализм, позитивизм, структурализм, натурализм, социализм, психоанализ и ряд направлений гуманизма, прагматизма, экзистенциализма и др. Известны слова Ф.Бэкона, повторенные Г. Лейбницем: "философия, если отведать ее слегка, уводит от Бога, если же глубоко зачерпнуть ее — приводит к Нему". существует как оппонент веры в Бога и самостоятельной основы в себе не имеет: не будь веры, атеизм не имел бы, чему себя противопоставлять и потерял бы главный мотив своего существования. прав в отношении к идолам религиозного обскурантизма, но сам идолопоклонствует перед автономностью человека.

Философский словарь

Атеизм

(греч. а — отрицание и theos — Бог; буквально — безбожие) — философско-материалистическое учение. А., с одной стороны, постулирует несостоятельность всякой религии как фантастического, искаженного отражения действительности, отвергает веру в реальность существования всего сверхъестественного, богов, духов, потустороннего мира, воскресения из мертвых, бессмертия души, ее переселения из одних существ в другие, отрицает возможность сотворения мира и всего сущего из ничего, а с другой признает вечность и несотворимость материального мира, развитие природы и общества по своим собственным законам и посредством отрицания сверхъестественных сил утверждает самоценность бытия мира и человека, ценность земной жизни как единственно возможной и способствует формированию у людей материалистического мировоззрения. А. изучает историю атеистической мысли, формы, методы и средства формирования материалистического мировоззрения. В А. прослеживаются две взаимосвязанные стороны: критическая, задача которой состоит в аргументированной критике религии, и созидательная, стремящаяся на материалистических основаниях утверждить бытие человека, его подлинные ценности и идеалы, интеллектуальный и творческий потенциал как личности. Поэтому неправомерно сводить атеизм лишь к этимологии этого слова (безбожию), к его критической стороне, лишь к голому отрицанию религии, ибо в противном случае он сам превращается в своего рода религию. В структуру критической составляющей А. входят философская критика религии (основанная на логико-аналитическом опровержении доказательств бытия божьего), естественнонаучная критика религии (представляющая собой естественно-научно фундированное опровержение религиозной картины мира) и историческая критика религии (центрирующаяся вокруг проблемы роли церкви в социальном процессе). Конкретное содержание А. в истории определялись уровнем развития философии. Возник А. в глубокой древности как антипод религии и носил исторически преходящий характер. Формирование А. шло параллельно с формированием религиозных представлений. Зачатки атеистических воззрений появились за сотни лет до н.э. В классическом сочинении древнеегипетской литературы "Песне арфиста" (22-21 вв. до н.э.) отрицалось существование загробного царства. В Древней Индии представители школы локаята в 3 в. до н.э. признавали материальность мира и отрицали реальность существования Бога, бессмертия души, потусторонней жизни, божественного откровения и провидения. Древнегреческий философ и поэт Ксенофан (580-480 до н.э.) доказывал, что не боги создали человека, а, наоборот, люди создавали богов по своему образу и подобию. Наивысшего развития античный А. достиг в трудах Эпикура (341-270 до н.э.), который открыто осуждал религию и явился основоположником атеистических воззрений римлян. Лукреций Кар (99-55 до н.э.), изложив в поэме "О природе вещей" основные направления А., утверждал, что поскольку "… религия больше и нечестивых сама и преступных деяний рождала", постольку нужно освободиться из-под ее гнета для достижения подлинной человеческой свободы и счастья. Даже в эпоху средневековья, когда религия занимала господствующее положение и жестоко преследовала всякое свободомыслие, имели место атеистические воззрения, представители которых критиковали церковный авторитаризм, религиозный догматизм, папство, монашество. Вслед за Аввероэсом Р. Бэкон, Иоанн Дуне Скот, Оккам попытались обосновать независимость научного знания от богословия, разграничить веру и разум. За полное размежевание науки и религии выступил Галилей. В эпоху Возрождения атеистическая мысль проявилась в форме пантеизма (Бруно, Л. Ванини), деизма (Ф. Бэкон, Гоббс, И. Ньютон, Вольтер). Более последовательные атеистические воззрения присущи французским материалистам 18 в., которые считали религию главным препятствием на пути прогресса. Однако, сводя основные причины существования религии к обману и невежеству, французские материалисты видели путь освобождения от нее лишь в просвещении. В ряде стран (например, СССР) А. выступал официальной государственной доктриной. В настоящее время позиции А. в трансформирующихся посткоммунистических обществах оказались весьма существенно ослаблены. Это явилось результатом его сопряженности с антигуманной деятельностью тоталитарных режимов ленинско-сталинского типа. Право на исповедование атеистических воззрений является сферой личного выбора человека в той же мере, как и право на религиозные убеждения. (См. также: Деизм, Теизм, Пантеизм). А. А. Круглов

Философский словарь

Атеизм

(от греч. «а» — отриц. частица и theos — бог; букв. — безбожие) — система взглядов, отвергающих религ. представления (веру в бога, в бессмертие души, в воскресение из мертвых и т. п.) и религию в целом. А. как система взглядов не сводится только к историч., филос., естеств.-науч. критике религии. А. раскрывает специфику и сущность религ. отражения действительности, материалистически объясняет причины возникновения и источники веры у масс, изучает соц. природу религии, условия и способы ее преодоления. А. представляет собой одну из важных сторон материалистич. мировоззрения, материалистич. философии и опирается на ту же естеств.-науч. базу, что и материализм. Он утверждает науч. взгляд на природу и об-во, освобождает человека от заблуждений и предрассудков. А. следует отличать от индифферентизма религ., антиклерикализма и свободомыслия. От А. необходимо отличать также деизм я пантеизм, к-рые часто бывают глубоко связаны с А. Развитие А. всегда шло параллельно с развитием материализма в философии. Чем более последователен материализм, тем более надежную основу представляет он для А. Наивный материализм был идейн. основой борьбы против религии в странах Др. Востока и в античных обществах Др. Греции и Др. Рима. Метафизич. материализм, развившийся в европ. странах в 16-18 вв., нередко выступал в силу своей ограниченности в связи не с А., а с деизмом. Филос. основой А. марксистского является диалектич. и истории. материализм. А. возник в глубокой древности как отражение обществ.-экономич., соц.-клас. отношений, на основе успехов науки и материалистич. философии. Он, как правило, выражал интересы прогрес. обществ, сил, боровшихся против консерв. порядков и релит, идеологии, освящавшей эти порядки. В каждую историч. эпоху изменялись объем и содержание понятия А. Исторически первой формой А. был Л. ? рабовлад. об-ве. Наибольшего развития он достиг в Др. Греции и Др. Риме. В период феод. средневековья религия стала господств, формой идеологии. Церковь использовала любые средства для борьбы против А. и свободомыслия в феод. об-ве, однако была не в силах остановить развитие науч. мысли. Дальнейшим шагом в развитии атеистич. мысли был А. буржуазный эпохи Возрождения и Нового времени, являвшийся духовным оружием прогрес. классов в борьбе с феодализмом и феод. церковью за свои экономии, и поли-тич. интересы. Особое место в до-марксовском А. занимает А. рус. рев. демократов. Несмотря на свою историч. ограниченность, до-марксовский А. представлял выдающуюся веху в духовной жизни человечества и явился составным элементом развития цивилизации. Но высш., до конца последовательной формой А. является А. марксистский.

Толковый словарь Даля

Атеизм

м. греч. неверие, безверие, безбожие; неверование в бытие Бога. Атеист м. атеистка ж., атей м. атейка ж. безбожник. Атеистский, атеистический, к нему относящийся.

Толковый словарь Ожегова

Атеизм

Отрицание и опровержение существования бога, отказ от религиозных верований

Cлово «атеизм» означает:

Атеизм

Атеи́зм ( «отрицание бога; безбожие»; от «без» + «Бог») в широком смысле — отвержение веры в существование богов; в более узком — убеждение в том, что богов не существует. В самом широком смысле атеизм — простое отсутствие веры в существование богов.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

м.Система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога [ Бог I], не признающая религии в целом и всех ее догматов.

Новый словарь иностранных слов

Атеизм

( фр. atheisme ( гр. atheon безбожие) система научно-материалистических воззрений, отвергающая всю совокупность религиозных представлений; а. раскрывает сущность религиозного отражения действительности, причины возникновения, эволюцию и пути преодоления религии; а. является одной из важных сторон диалектико-материалистического мировоззрения.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Атеизм

м. Система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога и отвергающая всякую религию.

Словарь Даля

Атеизм

муж. , греч. неверие, безверие, безбожие; неверование в бытие Бога. Атеист муж. атеистка жен. , атей муж. атейка жен. безбожник. Атеистский, атеистический, к нему относящ.

Словарь иностранных выражений

Атеизм

[фр. atheismeсистема научно-материалистических воззрений, отвергающая всю совокупность религиозных представлений; а. раскрывает сущность религиозного отражения действительности, причины возникновения, эволюцию и пути преодоления религии; а. является одной из важных сторон диалектико-материалистического мировоззрения.

Словарь русского языка Лопатина

Атеизм

ате`изм, -а

Словарь русского языка Ожегова

Атеизм

отрицание и опровержение существования бога, отказ от религиозных верований

Современный толковый словарь, БСЭ

Атеизм

(франц. atheisme, от греч. atheos — безбожный), исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Находил выражение в вольнодумстве, свободомыслии и др. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

Толковый словарь Ефремовой

Атеизм

атеизм м. Система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога и отвергающая всякую религию.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Атеизм

атеизма, мн. нет, м. (от греч. "a" – без и theos – бог). Безбожие, отрицание существования бога.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Атеизм

(франц. atheisme, от греч. а — отрицательная частица и theos — бог; буквально — безбожие), отрицание существования бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил и связанное с этим отрицание религии. Содержание понятия 'А.' изменялось на протяжении истории и было тесно связано с характером религиозных учений, которые господствовали в различные эпохи. А. не следует отождествлять с деизмом , пантеизмом , религиозным вольнодумством или свободомыслием (свободное толкование религиозных догм, осуждение религиозной нетерпимости, критика церковных обрядов и т. и.), которые могут близко соприкасаться с А., а в ряде случаев служить переходом от веры к неверию. Составными частями А. являются философская, историческая и естественнонаучная критика религии. А. в древности в чистом виде встречается редко (учение чарваков в Индии, Лукреция в Др. Риме). Чаще можно наблюдать различные формы религиозного вольнодумства. В Др. Греции атеистами называли людей, отрицавших богов народных верований (Секст Эмпирик упоминал 5 наиболее известных атеистов древности: Протагора Косского, Эвгемера Критского, Протагора из Абдеры, Диагора Мелосского, Феодора Киренейского). Ксенофан , критикуя антропоморфизм богов греческой народной религии, которым он противопоставил некое единое мировое божество, выдвинул идею о том, что именно люди создали богов по своему образу и подобию. Зарождаются различные концепции происхождения религии: возводимая к Демокриту идея о возникновении веры в богов из страха перед грозными силами природы; приписываемый афинскому тирану Критию взгляд на религию как на изобретение хитрого политика для управления людьми и др. В эпоху средневековья открытый А. не встречается и можно проследить лишь тенденции антиклерикализма и свободомыслия в ряде средневековых ересей , в учении о двойственной истине у Ибн Рушда и Ибн Сины, в легенде о 'трёх обманщиках' (Моисее, Иисусе и Мухаммеде) и т.п. Становление капиталистического способа производства требовало развития науки, что привело к её столкновению с церковью и религиозной догматикой. '… Наука восстала против церкви; буржуазия нуждалась в науке и приняла участие в этом восстании' (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с.
307). Антиклерикальные выступления гуманистов эпохи Возрождения П. Помпонацци, Л. Балла, У. фон Гуттена, Эразма Роттердамского, работы Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея и др., обосновывавшие гелиоцентрическую картину мира, сыграли выдающуюся роль в подрыве духовной диктатуры церкви. Критика христианских идей личного бога, трансцендентности бога, творения мира из ничего и т.п. приводила многих мыслителей к пантеизму (Дж. Бруно, Л. Ванини, Б. Спиноза), деизму (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, И. Ньютон), скептическому рационализму в вопросах религии (М. Монтень, П. Бейль, Вольтер). Французские материалисты 18 в. (Ж. Мелье, П. Гольбах, Ж. Нежон, Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж. Ламетри, С. Марешаль) выступают как представители последовательного А.. 'бойкой, живой, талантливой, остроумно и открыто нападающей на господствующую поповщину публицистики…' (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с.
26). Ограниченность французских атеистов 18 в. связана с их антиисторическим подходом к религии и непониманием её общественной природы: видя в ней только продукт обмана и невежества, они боролись за освобождение от религиозных предрассудков путём просвещения масс, распространения знаний. Выдающимся представителем А. в 19 в. был Л. Фейербах , который с позиций антропологического материализма подверг критике религию и идеализм ('Сущность христианства',
1841). Ключ к объяснению религии Фейербах видел в 'самоотчуждении' человека, проекции человеческих чувств и желаний в образах фантастических существ — богов. Ограниченность антропологического понимания религии у Фейербаха выразилась, в частности, в попытке заменить традиционную религию новой 'религией человеколюбия'. Атеизм в 19 в. связан в значительной степени с достижениями естественнонаучной мысли. Идейным обоснованием его служил, в частности, материализм Л. Бюхнера, К. Фохта, Я. Молешотта, а также эволюционная теория Ч. Дарвина . Опираясь на дарвинизм; Э. Геккель развил свою концепцию естественнонаучного 'монизма' и организовал 'Союз монистов' для борьбы с религиозным мировоззрением. С позиций иррационалистической философии жизни подверг критике христианство и религию Ф. Ницше (ср. его получившие известность слова: 'бог умер'). В 20 в. иррационалистическая линия критики религии получила развитие в т. н. атеистическом экзистенциализме (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю). В духе своей концепции психоанализа с отрицанием религии выступил З. Фрейд ('Будущность одной иллюзии', 1927, рус. пер.,
1930). С конца 19 в. возникают буржуазные атеистические союзы, которые издают журналы и альманахи, созывают конгрессы. Национальные общества свободомыслящих в различных странах объединены в настоящее время во 'Всемирный союз свободомыслящих' (основан в 1880 в Брюсселе; 34-й конгресс состоялся в
1963). Примером современной просветительской критики христианства являются выступления Б. Рассела ('Почему я не христианин', 1927, рус. пер.
1958). В России развитие свободомыслия и А. связано с передовой русской мыслью 18-19 вв. У истоков его стояли М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев, мировоззрение которых складывалось в русле деизма. Русские революционные демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев непосредственно связывали А. с задачами антикрепостнической борьбы. Естественнонаучная традиция критики религиозного миросозерцания развивалась в работах И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева. Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории привело к выработке научных взглядов на религию как социальное явление. В работе ' К критике гегелевской философии права' Маркс показал недостаточность сведения религии к ложным взглядам и заблуждениям, обусловленным ограниченностью знаний о природе, рассматривая религию как реализацию объективной общественной потребности в иллюзорном восполнении действительности. По словам Маркса, 'религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа' (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с.
415). Превратная социальная действительность порождает превратные представления, упразднение которых связано с осуществлением глубочайших преобразований реальных человеческих отношений и становится возможным тогда, когда '… отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой' (Маркс К., там же, т. 23, с.
90). Т. о., центральной в марксистской критике религии становится проблема преодоления религии и связанный с этим анализ тех общественно-исторических условий, которые порождают религиозность, и тех социальных тенденций и механизмов, которые обеспечивают поддержание и воспроизводство религиозных предрассудков. Развивая учение Маркса и Энгельса, В. И. Ленин сформулировал понятие о социальных, экономических, исторических и гносеологических корнях религии, требуя '… материалистически объяснить источник веры и религии у масс' (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с.
418). Отмечая земное происхождение религии, как одного из видов 'духовного гнета' (см. там же, т. 12, с.
142), Ленин пишет, что 'кроме фантазии в религии крайне важно Gemuth (чувство — Ред. ) , практическая сторона, поиски лучшего, защиты, помощи etc' (там же, т. 29, с.
53). Большую роль в распространении и развитии научного А. сыграли Г. В. Плеханов, А. Бебель, П. Лафарг, И. Дицген и другие марксисты. После победы Великой Октябрьской социалистической революции и массового отхода верующих от религии Советского Союз стал первой в мире страной массового А., где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст.
127). Декрет от 5 февраля 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви положил начало действительному осуществлению свободы совести. Освобождение от религиозных предрассудков является составной частью коммунистического воспитания народа, осуществляемого партией на всех этапах социалистического строительства. В СССР было создано добровольное общество 'Союз воинствующих безбожников' (
1925). В разное время выходили атеистические издания: газета 'Безбожник' (1922-
41), журналы 'Безбожник' (1925-
41), 'Атеист' (1922-
30), 'Воинствующий атеизм' (
1931) и др. Выходят атеистические журналы 'Наука и религия' (с
1959) и 'Людина i свiт' ('человек и мир' с
1965). В университетах, педагогических, медицинских, с.-х., культурно-просветительских высших и средних специальных учебных заведениях введён курс 'Основы научного атеизма'. Ведётся подготовка кадров пропагандистов атеизма на специальных атеистических факультетах вечерних университетов марксизма-ленинизма, в кружках и т.п. В составе Академии общественных наук при ЦК КПСС создан в 1964 специальный Институт научного атеизма. Современный этап коммунистического строительства в СССР выдвинул новые задачи перед атеистическим воспитанием . Широкое распространение получили конкретные социологические исследования религиозности, способствующие выяснению специфических причин существования религиозных предрассудков в условиях социализма и разработке реальных путей их преодоления. Ход общественного прогресса свидетельствует о том, что несмотря на силу религиозных традиций процесс секуляризации ныне охватывает самые различные слои населения многих стран мира, создавая прочные предпосылки для развития атеистического мировоззрения. Происходящие в мире коренные изменения, как и известная эволюция социальной доктрины христианства, создали предпосылки для реального сотрудничества верующих и неверующих в их совместной социальной борьбе.Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии, М., 1955; Ленин В. И., О религии и церкви, М., 1966; Плеханов Г. В., О религии и церкви, М., 1957; Деятели Октября о религии и церкви, М., 1968; Маутнер Ф., Атеизм в эпоху Великой французской революции, пер. с нем., Л.- М., 1924; Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., Рязань, 1930; Каждан А. П., Религия и атеизм в древнем мире, М., 1957; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М., 1959; Кубланов М. М., Мыслители древности о религии, М., 1960; Клебанов А. И., Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI вв., М., 1960; История и теория атеизма, М., 1962; Крывелев И. А., Маркс и Энгельс о религии, М., 1964; Левада Ю. А., Социальная природа религии, М., 1965; Угринович Д. М., Философские проблемы критики религии, М., 1965; История свободомыслия и атеизма в Европе, М., 1966; Сухов А. Д., Философские проблемы происхождения религии, М. , 1967: Mauthner F г., Der Atheismus und seine Geschichte im Abendlande, Bd I-4,Stuttg.-B., 1920-23; Robertson J. М., A history of the free thought, ancient and modern…, v. I-2, 4 ed., L 1936; Borne Е., Atheism, N. Y., 1961; Lilje Н., Atheism, humanism and Christianity, Augsburg, 1964: Oursler W. G., The atheist, N. Y., 1965: Ley Н., Geschichte der Aufklarung und des Atheismus, Bd I-2, В., 1966-

67. Ю. Б. Пищик.

Полный орфографический словарь русского языка

Атеизм

атеизм, -а

Викисловарь

Атеизм

система взглядов и убеждений, основанная на отвержении веры в существование богов (в широком смысле); или на убеждение в том, что богов не существует (в более узком смысле)

Викисловарь

Атеизм

атеизм

Викисловарь

Атеизм

атеизм

Викисловарь

Атеизм

атеизм

Викисловарь

Атеизм

атеизм

Викисловарь

Атеизм

атеизм

Викисловарь

Атеизм

атеизм

Викисловарь

Атеизм

атеизм

Викисловарь

Атеизм

атеизм

Викисловарь

Атеизм

атеизм

Викисловарь

Атеизм

атеизм

Каким бывает «атеизм»?

Атеизм бывает:

  • воинствующий
  • научный
  • государственный
  • советский
  • русский
  • полный
  • идеалистический
  • материалистический
Все определения к слову АТЕИЗМ

Морфемный и фонетический разбор слова «атеизм»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова атеизм. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «атеизм»

Какими словами можно заменить слово атеизм? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову АТЕИЗМ

Ассоциации к слову «атеизм» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово атеизм? В русском языке со словом атеизм чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову АТЕИЗМ

Сочетаемость слова «атеизм»

Как правильно употребляется слово атеизм? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • воинствующий атеизм
  • идеалистический атеизм
  • материалистический атеизм
  • научный атеизм
  • советский атеизм
  • современный атеизм
Полная таблица сочетаемости слова АТЕИЗМ

Предложения со словом «атеизм»

Примеры употребления слова атеизм в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Ушли в прошлое времена воинствующего атеизма, военных невзгод, хрущевских притеснений церкви с их разрушительными последствиями.

Александр Носков, Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района

Верующие люди требуют пересмотра некоторых аспектов содержания школьного образовательного процесса, в особенности тех, которые остались от десятилетий государственного атеизма.

Валерий Шевченко, Юные безбожники против пионеров

За 70 лет атеизма были утрачены многие кулинарные традиции, рецепты постного стола оказались в забвении.

Вера Куликова, Куличи, пасха, блины и другие блюда православной праздничной кухни

В настоящее время атеизм является единственной доктриной всех мыслящих людей.

Французы, ещё одно усилие, если вы желаете стать республиканцами

Все предложения и цитаты со словом АТЕИЗМ

Cлово «атеизм» является ответом на вопросы