Археология

Cлово «археология» означает:

— наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей, вещественным памятникам. Исследует отдельные древние предметы — орудия труда, сосуды, оружие, украшения, целые комплексы — поселения, могильники, открываемые с помощью археологических раскопок. На основании находок А. восстанавливает социально-экономическую историю различных периодов и эпох, не сохранивших, например, письменных источников. Оформилась как наука к началу XX в. До этого имела искусствоведческую направленность. Разделы А. выделяются по эпохам-каменный век, бронзовый век и т. д., иногда по странам и культурно-историческим регионам, этническим признакам.

Источник: Исторический словарь

Значение слова «археология» в русском языке

(от архео… и …логия) — наука, изучающая историю общества поматериальным остаткам жизни и деятельности людей — вещественным(археологическим) памятникам. Исследует отдельные древние предметы (орудиятруда, сосуды, оружие, украшения) и целые комплексы (поселения, клады,могильники), открываемые археологическими раскопками, на основании чеговосстанавливает историю эпох, которые мало или совсем не освещеныписьменными источниками. оформилась как наука к нач. 20 в. (доэтого археология, изучающая античность, имела искусствоведческуюнаправленность). Разделы археологии выделяются по эпохам (каменный век,бронзовый век и т. д.), иногда — по странам и культурно-историческимобластям, по этническим признакам (славяно-русская археология и др.). Приобработке материалов применяют типологические, трассеологические,картографические и др. методы.

Источник: Большой Энциклопедический Словарь

Исторический словарь

Археология

(от греческого archaios -древний и logos — слово, учение), наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей — вещественным (археологическим) памятникам. Исследует отдельные древние предметы (орудия труда, сосуды, оружие, украшения) и целые комплексы (поселения, клады, могильники), открываемые археологическими раскопками. Как наука оформилась к началу 20 в. Разделы А. выделяются по эпохам (каменный век, энеолит или медный век, бронзовый век, железный век), иногда — по странам и культурно-историческим областям, по этническим признакам (славяно-русская А. и др.).

Исторический словарь

Археология

— наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества по памятникам материальной культуры (орудиям труда, оружию, жилищам, погребениям и т.д.), находимым главным образом при раскопках.

Исторический словарь

Археология

– вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным памятникам.

Исторический словарь

Археология

— в переводе с греческого языка — "наука о древности". А. изучает памятники материальной культуры, по которым восстанавливается образ прошлой жизни человеческого общества. Основные методы А-гии — поверхностная разведка местности и исследование памятников, обнаруженных главным образом при помощи раскопок с тщательными измерениями их, описаниями, зарисовками и фотографиями, с последующей камеральной (лабораторной) обработкой и реставрацией некоторых матери­алов. Основные формы памятников: остатки временных стоянок, поселений, городищ, поля погребений, погребения в курганах. По памятникам различных культур А. делит прошлое человечества на три основных, сменявших друг друга эпохи: каменный век, бронзовый век и железный век. Каждый из этих периодов имеет еще более мелкие подразделения. Особое значение А. имеет для восстановления образа доисторического и ранне — исторического периодов. С появлением письменности значение А-гии постепенно сокращается и она становится лишь вспомогательной исторической наукой, частными отраслями которой остаются: 1) палеография и эпиграфика — изучение надписей и рукописей; 2) дипломатика — древние дипломатические акты; 3) сфрагистика — печати; 4) геральдика — гербы; 5) нумизматика — монеты и медали; 6) глиптология — резные камни, геммы, камеи; 7) метрология — меры протяжения, объема, веса. При изучении археологических памятников пользуются также данными антропологии и этнографии. Бассейн Дона в древности представлял собою как бы мост между Востоком и Западом. Через Дон проходили многие народы, причем некоторые из них задерживались там, создавали свои державы. Поэтому бассейн Дона исключительно богат археологическими памятниками, из которых многие имеют не только европейское, но и общечеловеческое значение. К таким памятникам относятся палеолитические стоянки в верховьях Дона и в Таганрогском округе, Кобяково городище на Нижнем Дону, большое Елизаветовское греко-скифское городище в гирлах Дона, там же скифские погребения в курганах, а в том числе — царские (Пять Братьев), остатки греко-сарматского города Танаиса у вершины донской дельты, ряд сарматских городищ вдоль Нижнего Дона, остатки города Саркела или Белой Вежи против станицы Цимлянской и многие другие. Крупнейшими археологами Дона были профессора А.А Миллер и М.А.Миллер (Бронзовый век и скифо-сарматские городища на Нижнем Дону) Проф. П.Ефименко исследовал палеолитические стоянки и славянские погребения на Верхнем Дону. Проф. М.Артамонов несколько лет исследовал остатки Саркела — Белой Вежи, а затем его работы некоторое время продолжал И. Ляпушкин. Частичные раскопки на Дону вели Б. Бранденбург, А. Вязигин, В. Городцов, И.Иноземцев и др. В Новочеркасске Х.И.Попов, великий донской патриот и любитель казачьей старины, создал замечательный Донской историко-археологический музей, которым он заведовал свыше двадцати лет. При последующих советских заведующих, музей был в значительной своей части разворован. Проф.М.Миллер.

Исторический словарь

Археология

— наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным памятникам. Термин "археология" (наука о древностях) впервые употребил др.-греч. философ Платон (427-347 г. до н.э. (архайос — древний, логос — наука, слово). В XVIII в. этим термином стали обозначать историю древнего искусства, и поныне в ряде стран археология означает искусство древнего мира, а сама история искусств ограничивается последующим временем. Во Франции археологическими, как правило, называют музеи, где собраны только античные древности, а орудия каменного века и другие материалы первобытной А. хранятся в музеях истории искусств. До сих пор в большинстве з. стран первобытная А. относится не к историческим, а к биологическим или другим естественным наукам. Археологи работают большей частью на факультетах антропологии, и их международные встречи происходят не в рамках конгрессов исторических наук, а на симпозиумах антропологов и этнологов или на конгрессах "протоисторических и доисторических наук". В нашей стране А. представляет собой отдел исторической науки. Особенно важную роль А. (наряду с этнографией) играет в научной реконструкции дописьменной истории. Учитывая, что возраст человечества определяется, по последним данным, примерно в 2,6 млн. лет, дописьменная история составляет в целом 99,998% истории человечества. Следовательно, большая часть истории человечества изучается главным образом по археологическим данным. Многие народы, не имевшие до недавнего времени письменности, могут изучать свою историю вплоть до наших дней лишь по археологическим данным. А. подразделяется на первобытную (доисторический — дописьменный и протоисторический период — письменный), античную — раннего железа, средневековую А. и т.

Социологический словарь

Археология

(archaeology) — научный или систематический анализ  материальных остатков, особенно предметов, но также физических останков людей и животных, зерновых культур и т.д., сохранившихся от прошлых обществ и культур, с целью  проведения исследования или реконструкции истории эпох, которые мало или совсем не освещены источниками письменности. В таких случаях археология  сосуществует с дисциплиной предыстории. также пригодна в другом контексте,  когда восстановление останков может дополнять письменные исторические источники, как не так давно было продемонстрировано индустриальной археологией, изучающей относительно недавнее прошлое в качестве наглядных образцов материальных следов, оставленных индустриальным процессом, способами транспортировки, добычи полезных ископаемых и т.д. Традиционные методы  раскопок и скрупулезного описания останков в настоящее время  пополнились аэрофотосъемкой, компьютерным моделированием,  радиографическим датированием и даже датированием, основанным на климатических колебаниях и окаменелости деревьев. Поскольку изучаемые памятники представляют собой физические останки, современная археология требует больше научной вооруженности, чем социология,  что не обязательно символизирует ее превосходство. Скорее археологии приходится интенсивно трудиться для того, чтобы собрать достаточно данных для начала социологического анализа. Как только такой анализ осуществлен, предмет и проблемы археологии становятся теми же, что и у социологии, но без близкого доступа к значимым ценностям изучаемых социальных акторов. Таким образом, обе дисциплины должны рассматриваться как взаимодополняющие. Существуют родство  и неразрывность, например, археологических исследований, догородских доисторических обществ и современных антропологических изучений простых обществ, а в социологии, как и в археологии, — сравнительных и обобщающих подходов, с одной стороны, и исторического понимания уникальных культур — с другой. Действительно, сопоставимый диапазон разных теоретических методов, присущий социологии и антропологии, встречается и в археологии, включая функционалистскую и эволюционную теории, а также труды  Маркса.

Социологический словарь

Археология

(от греч. archaios — древний и Zogos — слово, учение)  — англ. archaeology; нем. Archaologie. Наука,  изучающая историю общества по материальным продуктам жизни и деятельности людей — вещественным (археологическим) памятникам.

Философский словарь

Археология

— истор. дисциплина, изучающая следы деятельности человека, гл. обр. в напластованиях грунта, образовавшихся в рез-те этой деятельности (культурный слой), а также на поверхности и на дне водоемов (архитектурные памятники, петроглифы, следы древней ирригации, кораблекрушений и т.д.) для получения историко-культурной информации. Особенно велико значение археол. исследований для древних об-в — бесписьменных и тех, от к-рых дошло мало письменных источников. По ранним эпохам (вплоть до позднего средневековья) основной объем информации дает именно А. Эта дисциплина не имеет четких хронологич. границ. В частности, методы А. используются для исследования ряда истор. событий 20 в., слабо освещенных документами, и в ряде примыкающих к этнографии дисциплин, изучающих долговечные части живой культуры ("срочная А." в США и Великобритании), предметы православного культа по 19 в. ("церковная А." в России), промышленные объекты 17-19 вв. ("промышленная А." в Великобритании) или памятники индейцев после прихода европейцев (США). Представления о задачах А. существенно менялись в разные периоды. Так, по Л.С. Клейну, А. в античности и раннем средневековье считалась частью географии, описывающей достопримечательности края. В 15 в. она стала частью музейно-антикварного дела и иллюстрировала классич. филологию, а в 18 в. — техн. экспертизой антиковед. искусствознания. В нач. 19 в. эпоха романтизма сделала А. продленной в древность этнографией и придала ей этич. направленность. Все это время А. была тесно связана с коллекционированием и увлечением редкими и изящными древностями. Во вт. пол. 19 в. рост обществ, движений повернул интерес европ. историков от деяний великих людей к жизни простого народа. С одной стороны, классики нем. истор. школы Ранке, Буркхардт и Лампрехт выдвинули идею истории культуры, изучения быта, экономики и юрид. норм. В кон. 19 в. И.Г. Дройзен и Э. Бернгейм разграничили понятия истор. остатков (ими занимается, в частности, и А.) от истор. преданий. С др. стороны, изощренные методы критики источников подорвали доверие к письм. сообщениям и вызвали стремление получить более объективную информацию. Историки обратились к А., и она стала истор. дисциплиной. При этом в А. возобладали задачи первичного описания, систематизации и классификации найденного. До недавнего времени сами археологи полагали, что А. — это продолжение этнографии в прошлое. Со временем выяснилось, что выделенные "археол. культуры" иногда ни по границам, ни по содержанию явно не соответствуют известным народам и государствам. Терминологически разницу между изучаемыми этнографией живыми и умирающими культурами и обычно исследуемыми А. мертвыми культурами сформулировал в 50-е гг. нем. археолог Г.Ю. Эггерс. Мертвая культура, по Л.С. Клейну, прежде всего, вещественная. Вопрос о специфике археол. источников впервые поставил в 50-е гг. брит. исследователь Г. Чайлд; теоретики амер. "новой А." (Л. Бинфорд и др.) пришли к выводу, что они не менее информативны, чем письменные. Как отмечал Г.П. Григорьев (1973), археол. источники не содержат непосредственно историко-культурной информации. Запечатленная в вещах информация пригодна к научному использованию лишь после "двойного перевода": на один из совр. "естественных" языков и лишь затем в качестве истор. источника. Еще недавно предполагалось, что любой историк или искусствовед может без труда оперировать добытыми А. материалами. В действительности же изучаемые А. древности — это остатки культуры прошлого, понимание к-рых часто затруднено в культурной традиции и разными нормами воплощения информации. Веществ. источники очень многозначны, а истор. контекст в материалах из раскопок часто серьезно нарушен. Не случайно поэтому, что памятники искусства малочисленных и слабо обеспеченных письм. источниками древних культур успешно изучаются именно учеными, имеющими специальную археол. подготовку. Толкование древностей облегчается иногда тем фактом, что многие знаковые системы прошлого содержали "избыточную" информацию (что позволяло понять смысл при частичном разрушении объектов и делало систему более надежной). Особенности веществ, источников изучения давно умершей культуры являются количественными (фрагментированы и однобоки, т.е. сохранность разных комплексов неравномерна), и качественными (до исследователей в могилах и на поселениях обычно доходит не совсем тот комплекс вещей и в иных пропорциях, нежели использовавшиеся в реальном быту). Долгое время археол. материалы воспринимались как "объективные". Но во многих случаях в опр. слое грунта, строит. или погребальном комплексе содержится преднамеренная, произвольная выборка вещей, подобранных с опр. целью, к-рая не всегда установима. Археол. объекты разрушались природными стихиями и людьми. Наконец, любая характеристика такого объекта отчасти является субъективной авторской реконструкцией. А. исследует, в первую очередь, портативные объекты, несущие отпечаток культурной деятельности человека (артефакты), и следы разл. хозяйственно-культурных процессов на местности (строительство, пахота, ирригация, горнодобывающее производство и т.п.). Методика полевых исследований основана на вскрытии отд. археол. памятников/объектов — поселений, моильников и др. по возможности большими площадями (для получения максимально полной, разносторонней информации об истории памятника) до грунтов, не затрагивавшихся деятельностью человека ("материк"). Отдельно изучается каждый "закрытый комплекс" (отд. сооружение или напластование, созданное людьми в короткий отрезок времени). Все находки и следы действий человека рассматриваются комплексно и в рамках прослойки грунта, и в масштабах всего памятника, и в системе памятников опр. региона для получения максимально полной историко-культурной информации. Очень актуальна в А. проблема выявления и описания наиболее значимых характеристик древних изделий. Она связана с широким внедрением с 60-х гг. статистики и компьютерной обработки массовых видов находок. В результате процедура археол. исследования оказалась, пожалуй, самой трудоемкой в гуманитарных науках. Она включает, по Л.С. Клейну, три осн. этапа: вскрытие и фиксацию в полевых условиях; лабораторно-камеральную обработку (консервацию, реконструкцию, технол. анализы); теор. осмысление полученных данных, т.е. уточнение хронологии, систематику (классификацию, эволюц. типологию) вещей, реконструкцию процессов и явлений по их следам и отд. элементам. Ключевые понятия А. — "культурный слой", "артефакт" и "археол. культура". Двум последним в лит-ре даются разл. определения. Для артефактов в узком смысле характерны вещественность, портативность, искусственность, культурная нормативность. В определении "археол. культуры" разные авторы делают акцент на терр., хронологич., стилевой, этнотерр., этнич. и т.п. специфике данной культурной общности. По Л.С. Клейну, археол. культура — совокупность археол. памятников, объединенных близким сходством типов орудий труда, утвари, оружия и украшений (особенно же сходством деталей в формах вещей, сходством керамич. орнаментации и приемов техники), сходством типов построек и погребального обряда. Но и в этом случае остается неясным, сколько именно признаков, отличающих эту группу памятников от других, достаточно, чтобы считать ее особой, отд. "археол. культурой". А. как наука в России стала развиваться сравнительно поздно, но ускоренными темпами и, по данным А.А. Формозова, прошла те же этапы, что и на Западе. При этом решающую роль сыграли гос. структуры и законодательство. Начало А. в России положил указ Петра I от 13 февр. 1718 о закупке у населения древностей для Кунсткамеры. В 18 в. изучались, гл. обр., курганы, руины городов и петроглифы Сибири и Поволжья. В нач. 19 в. одновременно возникли три новых ключевых направления исследований: античные города Сев. Причерноморья (на недавно присоединенных территориях), древнеслав. города и могильники, античные и ср.-век. памятники Кавказа и Туркестана. Позже других отраслей из-за сопротивления властей и церковных кругов оформилось изучение древностей "доистор. человека". Осн. центрами А. со вт. пол. 19 в. были Имп. Археол. Комиссия (с 1889 контролировавшая все полевые исследования), Петербург, и Моск. Археол. об-ва и провинциальные музеи. Подготовка специалистов до 1922 осуществлялась в Археол. ин-тах в Петербурге (1878) и Москве (1907). С 70-х гг. 19 в. А.С. Уваров регулярно проводил Археол. съезды. Признанными теоретиками русской А. считались В.А. Городцов и А.А. Спицын (проблемы систематизации и типологии). В авг. 1919 в Петрограде была организована Гос. Академия истории материальной культуры (ГАИМК) во главе с акад. Н.Я. Марром. Были организованы первые комплексные экспедиции, исследовавшие памятники опр. типа на обширной территории (Северо-Кавказская — А.А. Миллер). Однако в 20-е гг. осн. влияние на развитие А. оказали москвичи. Это палеоэтногр. школа Б.С. Жукова, развивавшая идеи Д.Н. Анучина о неразрывной связи культур с природной средой, изучавшая их пространств, аспекты и вариантность (Б.А. Куфтин, О.Н. Бадер), а также создатель типол. метода В.А. Городцов (публикации 1925-27) и его последователи (П.П. Ефименко и др.). Ученики Городцова (А.В. Арциховский, А.Я. Брюсов, С.В. Киселев и др.), опираясь на социол. схемы Л.Г. Моргана и акад. М.Н. Покровского, указания искусствоведа В.М. Фриче, пытались применить методы марксизма для получения из древних памятников непосредственно истор. информации. В 1931-33 эти направления подверглись резкой критике со стороны новых теоретиков ГАИМК (С.А. Быковский, В.И. Равдоникас и др.): "городцовщина" характеризовалась как "дворянский эмпиризм" и "бурж. вещеведение", "смыкающееся" с расовой теорией, школа Жукова — как "мелкобурж. этнологизм". Официально возобладала "яфетическая" (стадиальная) теория Марра, стоявшая в вопросах этно- и культурогенеза на позициях автохтонизма и упрощенного эволюционизма. А. активно занялись талантливые историки (С.А. Жебелев, Ю.В. Готье) и этнографы (С.П. Толстов, С.И. Руденко), привнесшие ряд новых идей. После осуждения "схематизма" М.Н. Покровского в 1934 А. была вновь полностью признана как самостоят, наука. Однако сохранялся отрыв от зарубежных коллег. В 40-х гг. популярность марризма упала, возник интерес к проблемам ранних этапов этногенеза совр. народов, миграциям и т.п. (М.И. Артамонов, С.П. Толстов, П.Н. Третьяков). С 50-х гг. резко увеличились масштабы полевых исследований на новостройках. Соответственно, появилась тенденция к интеграции разных отраслей А., вышли комплексные обобщающие труды по А. крупных регионов (С.В. Киселев, С.П. Толстов, Е.И. Крупнов, А.Н. Бернштам, М.П. Грязнов, А.П. Окладников и др.). К 60-м гг. оформились два осн. центра А., связанных с именами ряда талантливых методистов и педагогов — московский (А.В. Арциховский, Б.Н. Граков, Б.А. Рыбаков, В.Л. Янин, Г.А. Федоров-Давыдов, Д.А. Авдусин) и ленинградский (М.И. Артамонов, М.П. Грязнов, Л.С. Клейн, М.Б. Щукин). Принципиальные различия между ними отсутствовали; для Ленинград, исследователей было характерно пристальное внимание к новым теор. разработкам зарубежных коллег, особое внимание к отд. регионам (Сибирь и др.). Именно в Ленинграде часто проходили наиболее плодотворные и неформальные дискуссии теор. характера. С к. 60-х — нач. 70-х гг. рост объема полевых исследований и публикаций настоятельно потребовал унификации терминологии и системы описания, внедрения методов стат. и компьютерной обработки массовых материалов. Пионерами в этой области стали В. Б. Ковалевская, И.С. Каменецкий, Я.А. Шер, Б.И. Маршак, Г.А. Федоров-Давыдов, Б.А. Колчин. Одновременно вновь стали актуальными вопросы о месте А. в системе гуманитарных наук и специфике ее источников (Л.С. Клейн, Ю.Н. Захарук, В.Ф. Генинг) и осмысление опыта исследователей на Западе (Л.С. Клейн, А.Л. Монгайт и др.). Традиционно каждый археолог анализирует весь комплекс рез-тов полевых исследований. Однако с 60-х гг. резко увеличилось число исследователей, специализирующихся на изучении как отд. технологий и ремесел — изготовления каменных орудий (С.А. Семенов и др.), металлургии и кузнечного дела (Е.Н. Черных, Т. Б. Барцева, Р.С. Минасян, И.Г. Равич), керамики (А.А. Бобринский и др.), стеклянных изделий (Ю.Л. Щапова), тканей (А. К. Елкина, А.А. Иерусалимская, Е.И. Лубо-Лесниченко), торевтики (Б.А. Рыбаков, В.П. Дар-кевич, Б.И. Маршак), так и отд. сфер культуры и обществ. жизни — военного дела (А.Н. Кирпичников, Ю.С. Худяков, М.В. Горелик), архитектуры (Н.Н. Воронин, С.Д. Крыжицкий, Г.А. Пугаченкова и др.), эпиграфич. памятников (В.А. Лившиц, С.Г. Кляштор-ный, Ю.Г. Виноградов), религии (Д.С. Раевский, Ю.А. Раппопорт, Е.В. Антонова и др.), обществ, строя (В.М. Массон, А.М. Хазанов, Э.А. Грантовский и др.). С 80-х гг. появились обобщающие труды, восстанавливающие на качественно новом уровне историю отд. государств и народов на основе соединения археол. и письм., эпиграфич. источников (Ю.Г. Виноградов, М.Б. Щукин, А.Ю. Алексеев, А. И. Иванчик и др.). Фактически в 60-80-х гг. А. в России окончательно оформилась как самостоят. наука; резко расширились ее междунар. связи, появились "чистые" теоретики (Л.С. Клейн, А.А. Формозов и др.). Лит.: Формозов А.А. Очерки по истории рус. археологии. М., 1961; Клейн Л.С. Археол. источники. Л., 1978; Формозов А.А. Страницы истории рус. археологии. М., ]98б; Клейн Л.С. Археол. типология. Л., 1991; Он же. Феномен советской археологии. СПб., 1993; Ковалевская В.Б. Археол. культура — практика, теория, компьютер. М., 1995. С.А. Яценко

Толковый словарь Ожегова

Археология

Наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам

Каким бывает «археология»?

Археология бывает:

  • подводная
  • славянская
  • церковная
  • современная
  • советская
  • русская
  • чёрная
Все определения к слову АРХЕОЛОГИЯ

Фонетический разбор слова «археология»

Звуко-буквенный разбор слова археология. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Ассоциации к слову «археология» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово археология? В русском языке со словом археология чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову АРХЕОЛОГИЯ

Сочетаемость слова «археология»

Как правильно употребляется слово археология? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • библейская археология
  • подводная археология
  • современная археология
  • церковная археология
Полная таблица сочетаемости слова АРХЕОЛОГИЯ

Cлово «археология» является ответом на вопросы