Антисемитизм

Cлово «антисемитизм» означает:

— форма национальных и религиозных предрассудков и нетерпимости, враждебное отношение к евреям (термин «антисемитизм» появился в 1870 — 1880 х гг.). В ходе истории антисемитизм принимал различные формы — от заведомо ложных обвинений и всякого рода дискриминации до массовых депортаций, кровавых погромов и геноцида. Крайнюю форму приобрел в политике германского национал-социализма в 1930 — 40 х гг. (см.: холокост) . По определению энциклопедического словаря Павлёнкова «антисемитизм» — это социально-политическое движение, направленное против евреев как элемента, вносящего в силу своих расовых особенностей, религии, национальных черт и традиций разложение в современную культуру. В настоящее время термин «антисемитизм« является больше ярлыком для клеймления неугодных. Несмотря на то, что в России законодательно закреплено право распространять информацию всеми доступными средствами, на деле изучение «еврейского вопроса» сталкивается с обвинением в антисемитизме, а критика евреев рассматривается как проявление фашизма . В связи с этим необходимо отметать все обвинения в антисемитизме потому, что семиты — это группа родственных народов, в которую входят, как евреи, так и арабы. Евреи, мягко говоря, не любят арабов, поэтому сами в первую очередь являются антисемитами . См. также: антидиффамационная лига, национал-социализм, погром, расизм, русофобия, холокост.

Источник: Политический словарь

Значение слова «антисемитизм» в русском языке

– одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям. принимал в ходе истории различные формы – от религиозного и психологического предубеждения и сегрегации, проявлявшихся главным образом в сфере бытовых отношений, до проводимой государственными органами политики и насильственного выселения евреев и даже их физического истребления (геноцида). представляет собой социальное явление, используемое в разных целях – политических, экономических, для разжигания националистических настроений, для отвлечения граждан от борьбы за решение коренных социальных проблем. В русло антисемитизма в течение веков сознательно направлялось социальное недовольство народных масс.    Исторические корни антисемитизма уходят в древность, когда евреи в результате диаспоры оказались в новых странах своего расселения на положении национально-религиозного меньшинства. Священное Писание Ветхого Завета, исповедуемое евреями испокон веков, своими культовыми и бытовыми установками, провозглашением евреев народом, «избранным Богом», резко обособляла их от окружающего населения.    Социально-религиозный антисемитизм был в течение многих веков наиболее отчётливо выраженным видом антисемитизма. Неприязнь к евреям поддерживалась в христианских странах всевозможными измышлениями: в убийстве христианских детей и использовании их крови для изготовления пасхальных хлебцев, в осквернении христианских святынь и т.д.    Социально-экономические мотивы антисемитизма были обусловлены тем, что евреи, сосредоточившие свою деятельность главным образам на занятиях торговлей, ростовщичеством и ремеслом становились серьезными конкурентами местного (нееврейского) торгово-ремесленного населения.    выражался не только в сегрегации евреев (запрещение браков евреев и христиан, ограничение бытового общения между ними, для чего евреев заставляли носить особую одежду или отличительные знаки на ней, жить в особых кварталах, получивших позднее название гетто), в юридическом неполноправии их с христианским населением, но и в изгнании (полном или частичном) евреев из ряда стран Западной Европы (из Англии в 1290, из Франции в 1394, из Испании в 1492 и т.д.). Гонения на евреев использовались феодалами и церковью для захвата их имущества. В результате буржуазных революций 16—19 вв. средневековые правовые ограничения евреев были отменены. Однако уже в последней трети 19 в. в условиях экономических кризисов 70—80-х гг. и массового разорения мелкой буржуазии наблюдается новая волна антисемитизма, который подкреплялся теперь мифом о виновности евреев в экономико-политическом неустойчивости жизни. Особой силы антисемитское движение достигло в Германии и Австро-Венгрии, где его глашатаями стали лидеры христианско-социальных партий (А. Штеккер в Германии, К. Люэгер в Австро-Венгрии). В это время впервые получает распространение и сам термин «антисемитизм». В 1882 в Дрездене состоялся первый международный антисемитский конгресс.    В царской России антисемитизм являлся по существу признанной государственной доктриной, евреи (некрещёные) были здесь ограничены в месте жительства («черта оседлости»), им запрещалось покупать землю и заниматься земледелием, занимать офицерские должности, состоять на государственной службе, работать на железных дорогах и почте, существовали (с 80-х гг. 19 в.) нормы приёма евреев в средние и высшие учебные заведения и т.д.    подогревался процессами по обвинению евреев в ритуальных убийствах (Велижское дело в 20—30-х гг. 19 в., Бейлиса дело 1913 и др.). Наиболее жестокой формой антисемитизма были еврейские погромы, первая волна которых (начало 80-х гг.) была развязана реакционными кругами после убийства Александра II, вторая – в период Революции 1905—07. Во главе погромщиков стояли черносотенцы из «Союза русского народа», а за их спиной – царская охранка. Позже, уже в годы Гражданской войны, причастностью евреев к революционному движению мотивировались массовые еврейские погромы, устраивавшиеся петлюровцами и деникинцами, отрядами Махно и других «атаманов». В 30 – 40-х гг. 20 в. центром антисемитизма стала фашистская Германия, где он подкреплялся расистскими теориями и имел характер официально организуемого геноцида. В это время резко усилили антисемитизм фашистские группы и организации и в ряде других стран. В Германии и оккупированных ею в ходе второй мировой войны странах по специально разработанным фашистским государством планам было уничтожено около 6 млн. евреев. Разгром фашистской Германии и международное осуждение преследования нацистским правительством евреев, квалифицированного Нюрнбергским процессом как преступление против человечности, несколько ослабил силу антисемитских сил, он стал проявляться в смягчённей ферме, главным образом в бытовой сегрегации и дискриминации евреев, и относительно реже принимает насильственные формы.     

Источник: Политический словарь

Социологический словарь

Антисемитизм

— англ. anti-Semitism; нем. Antisemitismus. Одно из проявлений национальной и этнической нетерпимости, выражающееся во враждебном отношении к евреям: от пренебрежительного отношения в быту и правовой дискриминации до геноцида,  еврейских погромов и т. д.; часто выступает как составная часть праворадикальных и националистических идеологии и движений. См. АВТОРИТАРНАЯ ЛИЧНОСТЬ,  "КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ" , РАСИЗМ,  ФАШИЗМ. 

Философский словарь

Антисемитизм

— одна из попыток конкретизации мирового зла, поиска антитотема, представление о том, что зло воплощается в евреях, которые преднамеренно и злобно разрушают, дезорганизуют жизнь. А. — одна из форм синкретического зародыша самокритики. История А. есть история дискомфортных состояний соответствующего субъекта А. Для А. характерно языческое отождествление зла с его носителем. А. — яркий пример антимедиации, архаизации культуры, стремления разрушить социокультурные инновации. Внутри А. всегда идет борьба между разными его версиями, что является одним из аспектов борьбы нравственных идеалов за утверждение своего господства в обществе. Евреи обычно отождествляются с тем полюсом нравственной оппозиции, нравственным идеалом, который подвергается удару инверсионной волны, противостоит ей. Евреи могут отождествляться с буржуазией, если удар направлен против утилитаризма, либо с бюрократией, если удар направлен против авторитаризма с его подавлением инициативы, творческого труда и т.д. А. постоянно принимает формы дуальных оппозиций. Один из полюсов оценивает евреев как буржуа, готовых эксплуатировать весь мир, алчных торговцев и т.д. Другой, наоборот, рассматривает еврея как коммунистического комиссара, который стремится экспроприировать трудовую собственность, загнать всех несогласных за решетку и т.д. Еврей оценивается и как Троцкий, и как Ротшильд. В А. постоянно борются оценки еврея, как лишенного почвы безродного космополита и как крайнего националиста, стремящегося подчинить все иные народы. Евреи могут рассматриваться как враги христианства и одновременно само христианство — как иудейская секта, а принятие христианства на Руси как результат козней евреев, разрушающих языческую чистоту русской культуры, и т.д. Сталин может расцениваться позитивно как борец против евреев и одновременно как пешка в руках "кагановичей". Евреи в А. постоянно сливаются с распространенным в данной субкультуре представлением о зле, например, с Западом, начальством, кооператором, мафией и т.д. А. является формой противостояния проникновению внешних культурных влияний в жизнь "Мы". Идет постоянная работа по истолкованию любых негативных явлений как результата деятельности евреев — от СПИДа и аварий до насаждения лысенковщины и разорения русской культуры; от оценки капитализма, советской системы как дела рук евреев до обвинения в тайном или явном распространении евреями своих знаковых систем, например, шестиугольников и т.д. Этот перечень всегда открыт для новых идей, т.е. он включает не только старые архаические представления о загубленных христианских младенцах, но и модернизированные идеи о виновности евреев в научно-техническом прогрессе и его негативных последствиях, в существовании либеральной цивилизации вообще. Одновременно доказывается еврейское происхождение всех негативно оцениваемых в соответствующей системе представлений людей. Сюда могут попасть хан Батый, Гитлер, Сахаров, Берия, Ельцин, все советское руководство и вообще кто угодно, вплоть до того, что вся советская официальная система объявляется объевреенной. В этой связи А. проводит различие, идущее еще от Достоевского, между евреем как отдельной личностью, который вполне может быть оценен как "хороший человек", и еврейством, т. некоторой субстанцией зла, которая возникает лишь в процессе общения евреев между собой. А. выступает как определенный язык, который может использоваться в обществе для "разоблачения" социокультурного, политического "противника", снижения враждебного идеала, отождествления его с позорным и понятным народу самоочевидным носителем зла. Понятно, что если еврей может в каком-то смысле не быть евреем, т.е. носителем зла, то и любой не еврей может становиться евреем, если он попадает в сферу влияния этой субстанции. Здесь в принципе нет ограничений, вплоть до того, что каждый, кто не примкнет к А., к соответствующей его версии может быть объявлен ожидовевшим. Сюда входят все, на кого якобы распространяется влияние евреев, — подкупленные, исполняющие их приказы, поддающиеся на провокации, подпавшие под влияние зарубежного радио и т.д., а также люди, имеющие евреев в любой степени родства, т.е. могущие заразиться мировым злом через "натуру", через вещи, через слово и т.д. Отсюда, кстати, такой исключительный массовый интерес к национальности предков, жены и т.д. Зло обладают абсолютной текучестью, т.е. способностью просачиваться везде и всюду. Это открывает безграничные возможности зачислять евреев в любую социальную группу — от правящей элиты, интеллигенции, до части русского народа, ссылаясь на то, что их предками были евреи-кантонисты и т.д. Тем не менее в разных социокультурных ситуациях акцент может делаться на разных аспектах, например, преимущественно на религиозном, этническом, социальном и т. А. выступает как попытка эмоционально окрасить носителя зла, выявить его повседневное присутствие, которое в той или иной форме позволяет, как некогда во времена борьбы с ведьмами, колдунами, в каждом, даже в самом близком человеке, подозревать оборотня, в данном случае — еврея. А. противостоит медиации при взаимопроникновении локальных миров, этнических групп, народов и т.д. выступает как форма борьбы с опасными для традиционализма инновациями. Он нацелен на возврат к идеалам локализма на племенной основе, который можно использовать для его экстраполяции на большое общество, для формирования, воспроизводства синкретического государства. А. является результатом соединения локальных племенных идеалов и абстрактного — манихейского типа противопоставления "Мы" как субъекта добра и "Они" как носителя зла. Механизм А. следует рассматривать на основе персонификации, национализма. теории заговора. А. — проявление тотемического стремления обнаружить эмоциональную, эмпирическую форму носителя зла. Для тотемического мышления — зло — активный враждебный субъект, оборотень, который служит фокусом тайных и явных сил, вызывающих дезорганизацию. От нерасчлененного тотемизма идет представление о естественности зла для его носителей, как естественен, например, хвост у бобра или форма носа у птицы. Вопрос, почему именно евреи обладают таким качеством в тотемическом мировоззрении столь же бессмысленен, как и вопрос, почему именно медведь, собака, ворон и т.д. являются тотемом или антитотемом в том или ином племени. Социально-культурное значение А. заключается в том, что он постоянно соблазняет различные политические группы опереться на него, с тем, чтобы соответствующая группа могла стать для соответствующей части населения своей, выступить в качестве гаранта от зла, стать некоторым тотемом — носителем добра. Революционная организация "Народная воля" не гнушалась призывов к еврейским погромам, пытаясь вписаться в систему мифологических представлений. Особый соблазн представляет массовый А. для правящей партии, нуждающейся в массовой поддержке для решения медиационной задачи. На А. может опереться, однако, лишь государство традиционного типа, ориентированное на статичное воспроизводство, на племенные ценности, противостоящие гражданскому обществу, правовому государству. А. связан со стремлением укрепить, восстановить синкретическое государство, тогда как борьба против А. связана со стремлением к гражданскому обществу. определенной исторической ситуации, например, в гитлеровской Германии, А. может стать важнейшим фактором решения медиационной задачи. Высокий уровень массового А., может проявиться в обвинении правящей элиты в попустительстве, в потворстве, пособничестве евреям, а также в том, что она фактически представляет собой проводника еврейского влияния в стране. Тем самым создается основа для стремления власти очистить себя от евреев, чтобы доказать свою к ним непричастность. Власть, следуя массовому А., тем самым пытается найти важный энергетический источник для решения медиационной задачи, действовать в соответствии о ожиданием массовой референтной группы, пытается таким образом преодолеть раскол между народом и властью. Однако подобные попытки всегда ограничены опасностью национальных конфликтов, превращением практики А. в модель межнациональных отношений. В господствующей идеологии первого глобального периода евреи рассматривались как "враги христовы". Этому противодействовала попытка заменить эту версию манихейства на противоположную, т.е. на антагонизм бедных: и богатых. В ней принадлежность к евреям теряла свою значимость нравственной оценки. Этот вариант манихейства победил при переходе от первого ко второму глобальному периоду. Однако новая власть в результате оказалась уязвимой для нападок массового А. Тем самым А. превратился в идеологическую форму истолкования бюрократии как этнически чуждой, что является, кстати, продолжением стремления отождествить царскую бюрократию с немцами. Идея жидомасонского заговора является культурной мутацией нравственных предпосылок косы инверсии манихейского типа. Ее возможность опирается на рост русского национализма, на симптомы приближающейся обратной инверсии от господства классовой формы манихейства к национальной. В качестве идеологически переходной формы можно рассматривать проповедь идеи существования "контрреволюционных" наций (Андреева Н. Не могу поступиться принципами //Сов.Россия, 1988. 13 марта). В этой ситуации правящая элита второго глобального периода при переходе от одного этапа к последующему постоянно колеблется в отношении к А. от борьбы с ним как с преступлением до попыток максимально использовать его на определенном контролируемом уровне, переходящем подчас в массовые гонения (какой была, например, кампания против космополитов). Крах манихейской идеологии на седьмом этапе второго глобального периода (перестройка) подорвал идеологические основы официального А. Это открыло путь для определенной части интеллигенции, стремящейся к восстановлению синкретического государства, открыто поднять знамя А. как средства массовой мобилизации социальной энергии. При этом синкретическим образом отождествляются евреи и начальство. Эмпирическая абсурдность этой мысли синкретическим сознанием не улавливается, точно так же, как для племенного тотемического сознания для веры в абсолютное тождество медведя-тотема и человека не играло значимой роли их эмпирическое отличие. Существование противоположных, съедающих друг друга и одновременно сосуществующих форм А. означает, что само реальное поведение в обществе тех, кто себя считает евреями, для А. не являлось реально значимым, как не являлось реально значимым реальное поведение "врагов народа", поведение "ведьм", обвиняемых в наведении порчи, в сожительстве с дьяволом и т.д. Более того, полная эмиграция или истребление евреев не имели бы значимого воздействия на теорию и практику А. Был бы антисемит, а еврей всегда найдется. Отрыв А. от конкретных этнических евреев проявляется и в отрицании частью борцов с жидо-масонским заговором своей причастности к А. Однако при этом следует учесть, что, во-первых, невозможно отрицать антисемитский характер борьбы с идеологией, которая этими борцами отождествляется с национальной культурой евреев. Во-вторых, массовый почвенный А. не подымается до отличия евреев от сионистов, масонов и т.д. И, наконец, возможно, самое главное, есть серьезная опасность, что сегодня рост русского национального самосознания приобретает в значимых масштабах архаичные формы, тяготея к локалистским, племенным ценностям и А. может оказаться крайне удобной формой этого процесса. Тайна А. известна лишь некоторым антисемитам, становящимся тем самым на почву демагогии. Она заключается в том, что А. служит лишь своеобразным запалом, возбудителем массового сознания для совершенно иных целей (эффект парусника). Например, "дело врачей" имело целью обратить гнев народа в социальную энергию волны массового террора, предназначенного для того, чтобы остановить падение крайнего авторитаризма. Тайна заключается в том, что социокультурная функция А. состоит в консолидации архаических, языческих сил на основе борьбы с общим врагом (реальным или мнимым — безразлично), в стремлении людей объединиться вокруг идеи избиения врага посредством погрома, геноцида, изгнания. А. является инструментом, частным случаем инверсионной ловушки, иллюзорной веры в то, что избиение врага тождественно утверждению победы добра, восстановлению комфортного состояния. В многонациональной стране А. может претендовать на превращение в модель межнациональных отношений. Он может стать главной идеологической формой сил, ведущих к новому, третьему глобальному периоду в истории страны. Однако в конечном итоге А, неизбежно выявляет свою утопичность как принцип построения большого общества, так как он возводит этнический конфликт в принцип государственности. Это еще более опасно, чем возведение в основу государственности классового конфликта.

Словарь синонимов

Антисемитизм

юдофобство

Большой Энциклопедический Словарь

Антисемитизм

форма национальных и религиозных предрассудков инетерпимости, враждебное отношение к евреям (термин "антисемитизм"появился в 1870-80-х гг.). В ходе истории антисемитизм принимал различныеформы — от заведомо ложных обвинений и всякого рода дискриминации домассовых депортаций, кровавых погромов и геноцида. Крайнюю форму приобрелв политике германского фашизма. См. также Холокост.

Исторический словарь

Антисемитизм

Одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям, достигшая своей кульминации во времена Третьего рейха. Исторические корни антисемитизма уходят в древность, когда евреи в результате диаспоры оказались в новых странах своего расселения на положении национально- религиозного меньшинства. Их религия — иудаизм — своими культовыми и бытовыми установками, провозглашением евреев народом, "избранным богом", и др. резко обособляла их от окружающего населения. Неприязнь к евреям как к иноверцам поддерживалась в христианских странах всевозможными способами: евреев обвиняли в ритуальном убийстве Христа, в убийстве христианских детей и использовании их крови для изготовления пасхальных хлебцев, в осквернении христианских святынь и др. Социально-экономические мотивы антисемитизма были обусловлены тем, что евреи, сосредоточившие свою деятельность главным образом на занятиях торговлей, ростовщичеством и ремеслом, по мере развития товарно-денежных отношений становились серьезными конкурентами местного нееврейского населения. В ходе истории антисемитизм принимал различные формы — от религиозного и психологического бытового предубеждения и сегрегации до насильственного выселения евреев властями и их физического истребления (геноцида). Особой силы антисемитское движение достигло в Германии и Австро-Венгрии, где его глашатаями стали лидеры христианско-социальных партий (А. Штеккер в Германии, К. Люгер в Австро-Венгрии). В 1882 в Дрездене состоялся первый международный антисемитский конгресс. С конца XIX века ситуацию осложнило возникновение и широкое распространение сионизма. Публикация в начале XX века "Протоколов сионских мудрецов" подхлестнула еврейские погромы во многих европейских странах. В 30-40-х гг. XX века центром антисемитизма стала нацистская Германия, где он подкреплялся расистскими теориями и имел характер официально организуемого геноцида. Евреев, независимо от их общественного положения и репутации, преследовали, оскорбляли и лишали местожительства. Граждане Германии полуеврейского происхождения также подвергались гонениям. соответствии с теориями Артура де Гобино и Хьюстона Стюарта Чемберлена, Гитлер провозгласил антисемитизм официальной политикой Третьего рейха (см. Нюрнбергские законы о гражданстве и расе). В Германии и в оккупированных ею в ходе 2-й мировой войны странах по специально разработанным гитлеровским государством планам было уничтожено около 6 млн. евреев, главным образом в построенных для этой цели "лагерях смерти". Международный военный трибунал в Нюрнберге квалифицировал преследования нацистским правительством евреев как преступление против человечности. См. также "Арийский параграф"; Бабий яр; Геноцид; "Майн кампф"; "Лагеря смерти"; Расовая доктрина; Холокост; "Хрустальная ночь" и др.

Исторический словарь

Антисемитизм

( фр. antisemitisme, нем. antisemitismus) — одна из форм нац. нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям; часто выступает как характерная черта праворадикальных националистических идеологий и движений.

Исторический словарь

Антисемитизм

— одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям.

Политический словарь

Антисемитизм

разновидность националистической, расистской идеологии: отличие А. от других форм национализма прославляющих "свой" народ и презирающих все "чужие", состоит только в том, что он делает акцент на ненависть и гонения одного "чужого", семитского народа — евреев.

Политический словарь

Антисемитизм

— разновидность националистической идеологии, психологии и политики, проповедующих нетерпимость к людям еврейской национальности.

Политический словарь

Антисемитизм

Одна из крайних форм расовой и национальной нетерпимости, проявляющаяся во враждебном отношении к евреям. Как социальное явление А. существует много. Наиболее жестокие и бесчеловечные формы принял А. в гитлеровской Германии, где геноцид (поголовное уничтожение) евреев проводился как официальная политическая линия нацистской партии и фашистского государства.

Психологический словарь

Антисемитизм

Дискриминация евреев. Многие знаменитые психологи, например Зигмунд Фрейд, были жертвами антисемитизма в своих родных странах.

Социологический словарь

Антисемитизм

— форма  национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям в различных сферах социальной жизни и на различых уровнях социальной организации (бытовой, культурный, религиозный, политический А.) вплоть до геноцида  (холокост) . Эмансипация  еврейского населения, начавшаяся в европейских странах в конце 18 в., вызвала в качестве ответной реакции формирование идейных и идеологических установок антиеврейской направленности. Последние оказались самым тесным образом связаны с ортодоксальными христианскими учениями, обремененными негативными оценками евреев и еврейства, прежде всего в том, что касалось их религиозности и морали. А. долгие столетия существовал преимущественно в латентной форме, но в любой момент мог быть актуализирован, что и произошло при оживлении антисемитских движений. В идеологической подготовке и сопровождении движений А. приняли активное участие ряд ортодоксальных христианских мыслителей, в частности де Бональд Мюссе во Франции, Юлиус Шталь в Пруссии и Себастьян Бруннер в Австрии. Одна из базовых версий мировоззренческого обоснования А. предполагала трактовку христианства как единственно возможного гаранта общественной и индивидуальной морали современной цивилизации, краеугольного камня европейской культуры. Этот вид "нерелигиозного" христианства базировался на точке зрения о собственном принципиальном культурном превосходстве над иудаизмом, что очень легко трансформировалось в открытый А. Адепты подобного — "культурологического" — А. далеко не всегда были христианами в конфессиональном или догматическом смысле, но их творчество определялось глубоким укоренением в христианскую традицию, в которой они и находили свои аргументы. Выдвигались тезисы о моральной неполноценности евреев, об их неистребимом стремлении к мировому господству и т.д. Идею о том, что исторически христианство  может рассматриваться как более совершенная религия,  нежели иудаизм,  отстаивали даже такие предельно секуляризованные мыслители-антисемиты, как Вольтер и Е. Дюринг . В целом сама социальная ситуация после начала процесса  успешной эмансипации евреев в Европе, создавшая условия для возрождения прежде отвергаемого национального меньшинства, инициировала враждебность к нему социального большинства. Антисемиты стремились подчинить еврейство или вернуть его в ситуацию "до эмансипации". Одним из важнейших аргументов, к которым прибегали и прибегают идеологи А., является указание на то обстоятельство, что антиеврейские проявления и даже систематическое насилие  против евреев существовали еще в эллинистической Александрии и в Римском мире, т. е. задолго до утверждения христианства. Отождествляя эти античные феномены с А., можно было закрыть вопрос о поиске более поздних его корней. Поскольку единственным постоянным элементом, существовашим на трех фазах (до христианства, при доминирующем христианстве и в новейшее время)  являются сами евреи, то, согласно подобной схеме, и во всех бедах своей долгой истории евреи обязаны своей ментальной и актуальной враждебности к окружающим. Необходимо отметить, что и в античные времена неевреи нередко демонстрировали настороженность в отношении живших среди них евреев, выходившую за рамки обычного напряжения, обычно существовавшего между любыми этническими группами, конкурировавшими между собой в экономическом и политическом отношении. Евреи преследовались эллинами и римлянами под предлогом борьбы с чуждыми им нравами, обычаями, бытом и религией. Верность своим религиозным предписаниям, среди которых самым важным был запрет на межэтнические браки,  усиливала изоляцию еврейской общины.  Разумеется, евреи проникали в нееврейский мир поначалу благодаря контактам со своими народами-соседями, потом сталкиваясь с завоевателями в своей собственной стране и лишь затем в общинах  собственной диаспоры, которые были обязаны следовать религиозным традициям,  отсутствовавшим в античном мире. Поскольку евреи не разделяли религиозных верований своих соседей, последние осуждали их и даже высмеивали как духовных слепцов. Это обстоятельство усиливало внутреннюю взаимосвязь евреев, помогало обеспечить их выживание как внутренне сплоченной социальной группы в условиях враждебного окружения. В качестве реакции на такое состояние развился комплекс  фантастических представлений о еврейской ментальности и ее особенностях. Отдельные характеристики древнего и современного А. схожи, но при более подробном анализе  становятся видны и различия, которые следует отнести на счет христианского А., существовашего в течение очень длительного времени, отделившего современный А. от античного. Христианский А. (стигматизация евреев на основе христианских учения и мировоззрения) не есть простое продолжение античных идей. Христианская враждебность дополнила прежние аргументы обвинениями, коренящимися в религиозном конфликте  между христианством и иудаизмом, имеющим свои корни в непризнании евреями христианского мессии. Отсюда проистекает обвинение в Богоубийстве и т.п.: неприязнь к евреям принимает почти метафизическую сущность, которой она не имела в античные времена. "Христианский" А. имел и больший масштаб: поскольку ненависть к евреям была связана с самим ядром христианства, под его всеохватным влиянием  она распространилась на все общество.  Античный А. мог иметь религиозный привкус, определяемый иудаистским презрением к гедонистическим богам язычества, но по своей моральной интенсивности и общественным масштабам он не достигал энергичности своего христианского наследника. В то же время христианскому А. были присущи и толерантные элементы.  В его рамках отторжение не было безусловным: для евреев, принявших христианство, делались исключения. На фоне нетерпимости христианской церкви к еретикам и представителям иных конфессий, толерантность  к крещеным евреям считалась средством обращения всех евреев в истинную веру. Современный А. объединяет наиболее пагубные черты античного и христианского предшественников. Как следствие христианского А. он унаследовал его духовную и социальную тотальность. Предубеждения против евреев (от смутного чувства неудовольствия до открытой враждебности) сохранились даже там, где духовная структура  христианского мировоззрения была поставлена под сомнение. В итоге враждебность к евреям была замещена ожиданием  того, что они в недалеком будущем будут адаптированы и ассимилированы. Христианская вера  в очищение обращенных евреев от их вины и греховности не подвергалась сомнению. Ожидание ассимиляции евреев требовало ее эмпирической верификации. Отслеживание еврейского поведения в течение десятилетий после эмансипации на предмет его изменения в нужную сторону, представляло собой внешнюю сторону этой верификации. В то же время она была по существу манифестом скрытого А. Ведь если предполагалось, что процесс интеграции все еще можно установить по наблюдаемым фактам, то это означало только одно: евреи (каждый в отдельности и как группа  в целом) все еще сохраняют свои характерные черты. И поскольку неизбывная порочность еврейского характера представлялась очевидной, постольку дальнейшее существование евреев в нееврейском мире становилось невозможным. Этот вывод нашел свое обоснование  в расовой теории, которая в 1860-е получила свое псевдонаучное обоснование. Согласно этой теории, расы  существенно отличаются между собой и это различие  и определяет историю как таковую: в этом контексте  конфликт семитской и арийской рас представлялся неизбежным. Первоначально эта гипотеза  исследовалась только в историческом и лингвистическом отношении. Но в силу обстоятельств конфронтация  между семитами и арийцами была увязана с различиями между евреями и христианами: все, что до сих пор говорилось о евреях, теперь было перенесено на семитов, а арийцы рассматривались как единственный субъект христианства. Таким образом, обличения евреев и еврейства вышли за пределы исторического религиозного противостояния и вошли в научный контекст. А после этого стали предметом общественной дискуссии. В 19 ст. расовая теория  в ее социальном и политическом применении была обращена исключительно против евреев. Эта теория актуализировала идею исключения евреев из христианского социума,  которую никогда не забывали радикальные антисемиты. Расовая теория способствовала превращению этой идеи в совершенно конкретную политическую доктрину, смысл которой нацисты видели в "окочательном решении еврейского вопроса". К.И. Скуратович

Социологический словарь

Антисемитизм

(anti-semitism) — враждебность к еврейскому народу  в формах  от более или менее институционализированного предубеждения, исторически широко встречавшегося в европейских обществах, до предельно откровенной идеологии гитлеровского национального социализма. 

Толковый словарь Ожегова

Антисемитизм

Одна из форм национальной нетерпимости — враждебное отношение к евреям, искусственно создаваемое в целях разжигания национальной розни

Психологическая энциклопедия

Антисемитизм

Дискриминация евреев. Многие знаменитые психологи, например Зигмунд Фрейд, были жертвами антисемитизма в своих родных странах.

Каким бывает «антисемитизм»?

Антисемитизм бывает:

  • бытовой
  • зоологический
  • пресловутый
  • государственный
  • откровенный
  • официальный
  • народный
  • советский
  • русский
  • оголтелый
Все определения к слову АНТИСЕМИТИЗМ

Синонимы к слову «антисемитизм»

Какими словами можно заменить слово антисемитизм? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову АНТИСЕМИТИЗМ

Ассоциации к слову «антисемитизм» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово антисемитизм? В русском языке со словом антисемитизм чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову АНТИСЕМИТИЗМ

Сочетаемость слова «антисемитизм»

Как правильно употребляется слово антисемитизм? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • бытовой антисемитизм
  • государственный антисемитизм
  • русский антисемитизм
Полная таблица сочетаемости слова АНТИСЕМИТИЗМ

Cлово «антисемитизм» является ответом на вопросы