Авангард

Cлово «авангард» означает:

(от фр.avant — впереди и garde — страж) — часть войск, выдвинутая в походе вперед, с целью не допустить внезапного нападения противника, обеспечить выгодные условия для развертывания и вступления в бой, захватить выгодные рубежи и т.д.

Источник: Морской словарь

Значение слова «авангард» в русском языке

— часть войск или флота, находящаяся впереди главных сил, передовой отряд; подразделение, следующее впереди с целью не допустить внезапного нападения противника. А. высылается также в наступлении, при преследовании, в ходе рейда; передовая часть общества или класса.

Источник: Исторический словарь

Социологический словарь

Авангард

— англ. vanguard; нем. Avantgarde. Передовая часть к.-л. соц. движения, группы, класса. 

Толковый словарь Даля

Авангард

м. воен. авангардия ж. морск. франц. отдельная часть войск, передовой отряд, впереди армии или отряда же; переды, голова, сторожевой полк, яртаул; | передовая дивизия флота, а в части его, передовая эскадра; | иногда брандвахта; воо

Толковый словарь Ожегова

Авангард

Часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил

Толковый словарь Ожегова

Авангард

Передовая, ведущая часть какой-нибудь общественной группы, класса

Большой Энциклопедический Словарь

Авангард

направление во французском кино (с 1918). Деятели "а"вели поиски оригинальных выразительных средств. С сер. 20-х гг. втворчестве "авангардистов" возобладали формалистические тенденции, в 30-егг. часть их перешла на позиции реалистического искусства.

Большой Энциклопедический Словарь

Авангард

(от аван… и франц. garde — стража) — 1) подразделение,следующее на марше впереди главных сил с целью не допустить внезапногонападения на них противника. ы могут высылаться также внаступлении, при преследовании, в ходе рейда. 2) Передовая часть общества,народа.

Исторический словарь

Авангард

— часть войск, совершающих марш, следующая впереди главных сил с целью не допустить на них внезапного нападения противника.

Исторический словарь

Авангард

— часть войск, выдвинутая в походе вперед, с целью не допустить внезапного нападения противника, обеспечить выгодные условия для развертывания и вступления в бой, захватить выгодные рубежи и т.д.

Политический словарь

Авангард

(от франц. avant — впереди + garde — стража) — передовая, ведущая часть какого-либо коллектива, социальной группы, общества.

Философский словарь

Авангард

— термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революц., бунтарских движений и направлений в худож. культуре 20 в. ные явления характерны для всех переходных этапов в истории худож. культуры, отд. видов искусства. Однако в 20 в. А. приобрел глобальное значение мощного феномена худож. культуры, охватившего все ее более или менее значимые стороны и явления и знаменовавшего начало качественно нового грандиозного переходного периода в ней. При всем разнообразии явлений, включаемых в понятие А., они имеют общие культурно-истор. корни и многие общие осн. характеристики. А. есть, прежде всего, реакция художественно-эстетич. сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техн. прогрессом 20 в. В сфере научной мысли косвенными побудителями А. явились гл. достижения во всех сферах научного знания с к. 19 в.; в философии — осн. учения постклассической философии от Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора до Бергсона, Хайдеггера и Сартра; в психологии-психиатрии, прежде всего, фрейдизм. В гуманитарных науках — выведение лингвистики на уровень философско-культурологич. дисциплины; отход от европоцент-ризма и как его следствие — возросший интерес к вост. культурам, религиям, культам; возникновение теософии, антропософии, новых эзотерич. учении. В социальных науках — социалистич., коммунистич., анархистские теории. К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся: их экспериментальный характер, чаще всего осознанный; революционно-разрушит. пафос относительно традиц. искусства (особенно его последнего этапа — новоевроп.) и традиц. ценностей культуры; резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам ретроградным, консервативным, обыват., "бурж.", "академическим"; в визуальных искусствах и лит-ре — демонстративный отказ от утвердившегося в 19 в. "прямого" (реалистически-натуралистич.) изображения видимой действительности; безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах худож. выражения; а отсюда — часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями А. самих себя и своих произведений, направлений, движений и т.п.; стремление к стиранию границ между традиционными для новоевроп. культуры видами искусства; тенденции к синтезу отд. искусств, их взаимопроникновению, взаимозамене. Остро ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре в целом, А. принял на себя функции ниспровергателя, пророка и творца нового в своей сфере — в искусстве. исты стремились утвердить и абсолютизировать найденные или изобретенные ими самими формы, способы, приемы худож. выражения. Как правило, это сводилось к абсолютизации и доведению до логич. завершения (часто предельно абсурдного с позиций традиц. культуры) того или иного элемента или совокупности элементов худож. языков, изобразительно-выразит. приемов и подходов традиц. искусств, вычлененных из традиц. культурно-истор. контекстов. При этом цели и задачи искусства виделись представителям разл. направлений А. самыми разными вплоть до отрицания искусства как такового в его новоевроп. понимании. Возможна лишь очень условная классификация, притом только по отд. параметрам, пестрого множества самых разных во многих отношениях феноменов А. — По отношению к НТП, к тем или иным достижениям науки, техники, технологии. Безоговорочное принятие НТП и его апология: футуризм, конструктивизм, супрематизм, лучизм, "аналитич. искусство", конкр. поэзия, конкр. музыка, кинетич. искусство, концептуализм. Внутр. неприятие открытий естеств. наук и технологич. достижений: фовизм, экспрессионизм, отд. школы и представители абстр. искусства, наивное искусство, сюрреализм, театр абсурда, экзистенциализм в лит-ре, Шагал, Клее, Модильяни, Мессиан. Внешне двойственное или невыраженное отношение у других направлений и представителей А. Отд. направления и художники А. активно опирались на достижения естеств. и гуманитарных наук. Так, сюрреализм и театр абсурда сознательно использовали многие достижения фрейдизма и юнгианства, нек-рые направления в лит-ре, театре, музыке находились под влиянием филос. учений Бергсона или экзистенциализма; концептуалисты построили свою теорию на новейших достижениях лингвистики и филологии. Внутренне весь А. является позитивной или негативной реакцией на НТП. — В отношении духовности. Материалистич., осознанно сциентистская, позитивистская, резко отрицат. позиция по отношению к сфере объективно существующего Духа, духовности: кубизм, конструктивизм, "аналитич. искусство", кинетизм, поп-арт, оп-арт, концептуализм (в осн. своих направлениях), боди-арт и др. Напротив, интенсивные (осознанные или неосознанные) поиски Духа и духовного как спасения от засилия материализма и сциентизма: в ряде направлений абстр. искусства (Кандинский и ориентирующиеся на него), в рус. символизме 20 в. (хотя он только частично может быть отнесен к А.), в супрематизме Малевича, в метафизич. живописи, в сюрреализме, в нек-рых совр. арт-действах (акциях, хэппенингах и др.). Ряд направлений А. безразличен к этой проблеме. — Многие направления А. полярно различались по отношению к психол. основам творчества и восприятия искусства. Одни из них под влиянием сциентизма утверждали исключительно рац. основания искусства — это, прежде всего, дивизионизм и опирающиеся на него представители в абстракционизме с их поисками научных законов воздействия цвета (и формы) на человека, "аналитич. искусство" с его принципом "сделанности" произведения, конструктивизм, концептуализм, додекафония в музыке. Большая же часть и направлений, и отд. представителей А. ориентировались на принципиальный иррационализм худож. творчества, чему активно способствовала вся пестрая бурлящая духовная атмосфера пер. пол. века, получившая еще и апокалиптич. окраску в рез-те кровопролитных войн, революций и неудержимого стремления человечества к созданию средств массового уничтожения. Отсюда активное использование приемов алогизма, парадоксии, абсурда в творчестве (дадаизм, сюрреализм, лит-ра "потока сознания", алеаторика с ее абсолютизацией принципа случайности в создании и исполнении музыки, конкр. поэзия и конкр. музыка, театр и лит-ра абсурда с их утверждением безысходности и трагизма человеч. существования, абсурдности жизни, апокалиптич. настроениями). — В отношении худож. традиции, традиц. искусств резко отрицат. позицию манифестировали только футуристы, дадаисты и конструктивисты. Поп-арт, минимализм и концептуализм молча приняли это отрицание уже как совершившийся факт, как самоочевидную истину. В основном же большинство направлений и представителей А., особенно первой трети века, острие своей критики направляли против утилитаристски-позитивистского, академизировавшегося искусства последних трех столетий (особенно 19 в.). При этом даже в этом искусстве часто отрицалось не все, но общие консервативно-формалистич. и натуралистически-реалистич. тенденции, принимались отд. находки и достижения искусств предшествующих столетий, особенно в сфере формальных средств и способов выражения, и абсолютизировались. Часто за такими "находками" обращались к более ранним этапам истории искусства: к искусству Востока, Африки, Лат. Америки, Полинезии и т.п. — По отношению к полит, движениям палитра пристрастий также разнообразна: многие рус. авангардисты активно приветствовали социалистич. революцию, поддерживали ее (особенно в первые годы) своим творчеством; нек-рые из итал. футуристов активно приняли и поддержали фашистские идеи Муссолини; дадаисты были близки по духу к анархистам, а многие сюрреалисты вступили во франц. коммунистич. партию. Большинство авангардистов не имели осознанных полит. убеждений, но декларировали те или иные взгляды в целях своеобр., часто скандальной саморекламы. — С т.зр. культурно-истор. значения среди направлений и художников А. есть глобальные, а есть и узко-локальные. К глобальным, резко повлиявшим на ход и развитие худож. культуры 20 в., можно отнести абстр. искусство, дадаизм, конструктивизм, сюрреализм, концептуализм, творчество Пикассо в визуальных искусствах; додекафонию и алеаторику в музыке; Джойса, Пруста, Хлебникова в лит-ре. Большинство же направлений, группировок, отд. художников или подготавливали почву для этих глобальных феноменов, или закрепляли и развивали их достижения, или двигались в своих узколокальных для того или иного вида искусства направлениях, внося нечто новое в общий феномен А. В смысле художественно-эстетич. ценности уже сегодня ясно, что большинство его представителей создали преходящие, имевшие чисто экспериментальное значение произведения. Однако именно А. дал и крупнейшие фигуры нашего столетия, уже вошедшие в историю мирового искусства: Кандинского, Шагала, Малевича, Пикассо, Матисса, Модильяни, Дали, Джойса, Пруста, Кафку, Элиота, Ионеско, Беккета, Шёнберга, Штокхаузена, Кейджа, Ле Корбюзье и мн. др. Общее культурно-истор. значение А. выявлено еще далеко не в полной мере, однако очевидно, что он — показал принципиальную культурно-истор. относительность форм, средств, способов и типов художественно-эстетич. сознания, мышления, выражения; — довел до логич. завершения (часто до абсурда) все осн. виды новоевроп. искусств (и их методы худож. презентации), тем самым убедительно показав, что они уже изжили себя как актуальные феномены культуры, не соответствуют совр. (и тем более будущему) уровню культурно-цивилизац. процесса, не могут адекватно выражать дух времени, отвечать динамично меняющимся духовно-художественно-эстетич. потребностям совр. человека и, тем более, человека будущего супертехнизированного об-ва; — экспериментально выработал множество новых, нетрадиц. элементов, форм, приемов, подходов, решений и т.п. художественно-внехудож. выражения, презентации, функционирования того, что до сер. 20 в. называлось худож. культурой и что находится ныне в стадии глобального перехода к чему-то принципиально иному, призванному в возникающей новой цивилизации занять место искусства; — способствовал возникновению и становлению новых (техн.) видов искусств (фотография, кино, телевидение, электронная музыка, компьютерные искусства, всевозможные шоу, сочетающие многие виды искусства на основе совр. техники). Наработки А. ныне активно используются новым поколением строителей новой (за неимением пока иного термина) "худож. культуры" в основном по следующим направлениям: 1) в создании на основе новейших научно-техн. достижений и синтеза элементов многих традиц. искусств эстетически организованной среды обитания человека; 2) в создании супертехнизированных шоу; 3) в создании глобального электронного (видео-компьютерно-лазерного) аналога худож. культуры, основу к-рого, в частности, составит погружение реципиента в виртуальные реальности. Худож. культура 20 в. не сводится только к А. В ней опр. место занимают и искусства, продолжающие традиции предшествующей культуры, и явления среднего типа, как бы наводящие мосты между традиц. культурой и А. Однако именно А. расшатыванием и разрушением традиц. эстетич. норм и принципов, форм и методов худож. выражения и открытием возможности неограниченных новаций в этой сфере, часто основанных на самых новых достижениях науки и техники, открыл путь к переходу худож. культуры в новое качество, к-рый уже и осуществляется. Этим А. выполнил свою функцию в новоевроп. культуре и в основном завершил свое существование в качестве некоего глобального феномена в 60-70-е гг. Об этом косвенно свидетельствовало и возникновение именно в это время постмодернизма — своеобр. реакции уходящей культуры на А., некоего анемичного, предельно эстетизированного носталь-гически-иронич. всплеска традиц. культуры, уже пережившей А., принявшей многие его новации и смирившейся и с ним, и со своим закатом. Лит.: Зейле П.Я. Модернизм и авангардизм. Рига, 1989; Русский авангард в кругу европейской культуры: Междунар. конф. М., 1993; Holthusen H.E. Avant-gardismus und die Zukunft der modernen Kunst. Munch., 1964; Kramer H. The Age of the Avant-garde. N.Y., 1973; Burger P. Theorie der Avantgarde. Fr./M., 1974; Butler Ch. After the Wake: An Essay on the Contemporary Avantgarde. Oxf., 1980; Hepp C. Avantgarde: Moderne Kunst, Kulturkritik und Reformbewegungen nach der Jahrhundertwende. Munch., 1987; Kofler L. Avantgardismus als Entfremdung. Fr./M., 1987; Jaufi H.R. Studien zum Epochenwandel der asthetischen Moderne. Fr./M., 1989. В.В. Бычков

Cлово «авангард» означает:

Авангард

Аванга́рд (от — военный термин, означающий передовой отряд), может также означать:

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

I м.

1.Часть сухопутных войск или флота, находящаяся впереди главных сил и защищающая их от нападения противника.

2. перен.Передовая, ведущая часть общества, какой-либо общественной группы. II м. разг.

1.Общее название направлений в литературе и искусстве XX в., представители которого, порывая с устоявшимися принципами и традициями, в том числе с реализмом, устремлялись к поиску новых средств выражения, новых форм произведений; авангардизм I.

2.Произведения авангардистского [ авангардистский I

2.] искусства.

Новый словарь иностранных слов

Авангард

( фр. avant-garde)
1) орган походного охранения в сухопутных войсках и на флоте — часть военных сил и средств, выдвинутая вперед, чтобы не допустить внезапного нападения противника на главные силы;
2) передовая, ведущая часть класса, общества, напр. : коммунистическая партия советского союза есть боевой испытанный а. советского народа.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Авангард

м.
1) Часть сухопутных войск или флота, находящаяся впереди главных сил и защищающая их от нападения противника.
2) Передовая, ведущая часть общества, какой-л. общественной группы.
3) разг. То же, что: авангардизм.

Словарь Даля

Авангард

муж. , воен. авангардия жен. , мор. , франц. отдельная часть войск, передовой отряд, впереди армии или отряда же; переды, голова, сторожевой полк, яртаул; | передовая дивизия флота, а в части его, передовая эскадра; | иногда брандвахта; вообще, противоп. ариергард, ариергардия, отряд или отдел войск позади армии, корпуса, отряда, для прикрытия тыла; западная сила, зады, хвост, хобот, пятки; | задня часть, отделение флота или эскадры. (Главные, срединные силы на суше: армия, ядро; на море: флот, кордебаталия). По трудности выговора аван- и ариер-гарда, случалось слышать, что солдаты соединяли их под общим именем аленгарда, различая его названием переднего и заднего; лучше бы принять названия: голова и хобот. Авангардный и ариергардный, к тому или другому относящ., принадлежащий. Аванзал муж. аванзала жен. , франц. первая или передняя зала, официантская; иногда приемная, первая приемная, вхожая палата. Аванпост муж. , франц. , воен. малый передовой отряд на стоянке, иногда только несколько человек, выставляемых с разных сторон отряда; маяк казач. , охрана, оберег, караул, сторожи; сюда принадлежат: пикеты, ведеты, секреты, залоги, цепь, патрули, разъезды и пр. Аванпостная служба заключает в себе знание и исполнение на деле всех правил и средств охраны армии от внезапностей и доставление ей всех нужных вестей о неприятеле; обычно это служба казаков, названных Суворовым глазами армии. Авансцена жен. , франц. пространство между занавесом театра и оркестром; площадка, передок. Авантаж муж. , франц. выгода, преимущество, перевес, большина. Авантажный, прибыльный, выгодный; | видный, казистый, красивый; | одетый к лицу, в казистом виде представший. Аванс муж. в торговле, выдача части денег за товар вперед, до расчета; задатки. | повел. говорят ученой собаке: вперед!

Словарь иностранных выражений

Авангард

[фр. avant-garde]

1. орган походного охранения в сухопутных войсках и на флоте — часть военных сил и средств, выдвинутая вперед, чтобы не допустить внезапного нападения противника на главные силы;

2. передовая, ведущая часть класса, общества, напр.: коммунистическая партия советского союза есть боевой испытанный а. советского народа.

Словарь русского языка Лопатина

Авангард

аванг`ард, -а

Словарь русского языка Ожегова

Авангард

часть войск (или флота), находящаяся впереди главных сил авангард передовая, ведущая часть какой-нибудь общественной группы, класса А. рабочего класса. В авангарде борьбы за мир (впереди, в первых рядах).

Современный толковый словарь, БСЭ

Авангард

(от аван … и франц. garde — стража),
1) подразделение, следующее на марше впереди главных сил с целью не допустить внезапного нападения на них противника. Авангарды могут высылаться также в наступлении, при преследовании, в ходе рейда.
2) Передовая часть общества, народа.

Толковый словарь Ефремовой

Авангард

авангард м.
1) Часть сухопутных войск или флота, находящаяся впереди главных сил и защищающая их от нападения противника.
2) Передовая, ведущая часть общества, какой-л. общественной группы.
3) разг. То же, что: авангардизм.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Авангард

авангарда, м. (фр. avant-garde). Отряд войска, флота, находящийся впереди главных сил (воен.). || перен. Передовая часть какой-н. общественной группы, ведущая за собой массы (книжн.). Коммунистическая партия – авангард рабочего класса.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Авангард

(франц. avant — впереди и garde — стража),
1) орган походного охранения в сухопутных войсках и на флоте. Во время марша войск или похода флота следует впереди главных сил для их охранения. Задача А. — не допустить внезапного нападения противника на главные силы, создать им выгодные условия для развёртывания и вступления в бой, а также устранять препятствия на пути движения войск. Силы и средства, выделенные в состав А., и его удаление от главных сил зависят от обстановки и поставленных задач.
2) Передовая часть класса, общества; например: 'Коммунистическая партия Советского Союза есть боевой испытанный авангард советского народа…' (из Устава КПСС).

Полный орфографический словарь русского языка

Авангард

авангард, -а

Викисловарь

Авангард

передовой отряд; части, находящиеся впереди основных сил армии или флота передовая часть в каком-либо общественном течении, направлении и т. п. авангардистское искусство

Каким бывает «авангард»?

Авангард бывает:

  • пролетарский
  • неприятельский
  • революционный
  • художественный
  • передовой
  • вражеский
  • коммунистический
  • русский
  • европейский
  • турецкий
Все определения к слову АВАНГАРД

Морфемный и фонетический разбор слова «авангард»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова авангард. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «авангард»

Какими словами можно заменить слово авангард? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову АВАНГАРД

Ассоциации к слову «авангард» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово авангард? В русском языке со словом авангард чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову АВАНГАРД

Сочетаемость слова «авангард»

Как правильно употребляется слово авангард? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • английский авангард
  • вражеский авангард
  • исторический авангард
Полная таблица сочетаемости слова АВАНГАРД

Предложения со словом «авангард»

Примеры употребления слова авангард в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Советские танки, в последние дни появившиеся в округе, это одиночки, а никакие не авангарды армий, сказал он.

Алексей Исаев, Берлин 45-го. Сражения в логове зверя

Доверие вызывается почти автоматической для современного человека ассоциацией эзотерического языка художественного авангарда с эзотерическим языком авангардной науки.

Борис Гройс, Ранние тексты. 1976–1990

Во многом поэтому они стали авангардом российской колонизации.

А. Т. Урушадзе, Вольная вода. Истории борьбы за свободу на Дону

Все предложения и цитаты со словом АВАНГАРД

Cлово «авангард» является ответом на вопросы