Абсолютизм

Cлово «абсолютизм» означает:

— неограниченная монархия, форма правления, при которой верховная власть всецело принадлежит монарху. Свойственна феодальному государству. При А. государство достигает наивысшей степени централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат управления, постоянная армия и полиция. Деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается. Расцвет А. в странах Западной Европы пришелся на XVII—XVIII вв. В России существовал в XVIII— начале XX вв. (см. Самодержавие). Ликвидирован в большинстве стран буржуазными революциями.

Источник: Исторический словарь

Значение слова «абсолютизм» в русском языке

— понятие, характеризующее форму государственного правления и способ организации политической власти в стране с монархическим режимом. означает сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица — монарха. связан с чрезвычайно высокой степенью централизации государственного управления. Для характеристики этой формы правления употребляется и понятие "абсолютной монархии". допускает в отличие от деспотических, тоталитарных режимов наличие латентных (скрытых) ограничений власти: экономических (существует известный плюрализм собственности), социальных (наличие многообразной социальной структуры и особенно наследственной аристократии), политических (абсолютизм способен к политической динамике, т.е. к расширенному политическому воспроизводству), идеологических (абсолютизм не видит в существовании идеологического многообразия смертельной для себя угрозы). Концепцию абсолютизма монархического разрабатывали Р.Филмер, Ф.Бэкон; идею абсолютизма государственного — Т.Гоббс, Ж.Боден. Понятие абсолютизма следует отличать от понятий авторитаризма и автократии. Идеалом выступал " просвещенный абсолютизм".

Источник: Политический словарь

Толковый словарь Ожегова

Абсолютизм

Форма правления, при которой верховная власть целиком принадлежит самодержав ному монарху, неограниченная монархия

Большой Энциклопедический Словарь

Абсолютизм

(абсолютная монархия) — форма феодального государства, прикоторой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. Приабсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации,создаются разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия иполиция; деятельность органов сословного представительства, как правило,прекращается. Расцвет абсолютизма в странах Зап. Европы в 17-18 вв. ВРоссии абсолютизм существовал в 18 — нач. 20 вв. (см. Самодержавие).

Исторический словарь

Абсолютизм

социально-политическая система, складывающаяся в период перехода от традиционного к индустриальному обществу и отражающая временный баланс социальных сил в обществе. Для абсолютизма характерно укрепление основных институтов власти и ее централизация.

Исторический словарь

Абсолютизм

— обозначение в ист. литературе типа гос. власти, складывавшегося в разл. странах в периоды их перехода от феод., сословного к капит., гражданскому обществу. Отличался от более ранних форм деспотий и более поздних форм авторитарной и тоталитарной государственности. В русской историч. литературе XVIII — XIX вв., посвящ. России, чаще употреблялся термин " самодержавие ". В.Н.Татищев, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский и др. наделяли термины " самодержавие ", " самодержавная монархия " всеми основными признаками абсолютизма. ( В настоящее время вопрос о синонимичности терминов " самодержавие " и " А." подвергается сомнению). Типология А. включает в себя след. осн. черты : сосредоточение законодат., исп. и суд. власти в руках наследств. монарха; наличие обширного разветвленного чиновничьего аппарата; централизация, унификация и регламентация гос. и местного управления, терр. деления; наличие постоянных армии и полиции; регламентация всех видов службы и состояния сословий. Гос. власть получает значит. самостоятельность по отношению к обществу. Форсированное оформление А. в России относится к кон. XVII — 1-й четв . XVIII вв. Подвергшийся значит. буржуазной модернизации в ходе реформ XIX в., русский А., тем не менее сохранил мн. черты организации и деятельности гос. аппарата крепостнич. эпохи. 2.03.1917 г. А. В России был ликвидирован в ходе Февральской революции и отречения от престола Николая II Романова.

Исторический словарь

Абсолютизм

— (от лат. absolutus-независимый, неограниченный) – форма правления, при которой неограниченная верховная власть принадлежит монарху. Существенными признаками являются: концентрация законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха; отмирание институтов, характерных для сословно-представительной монархии; создание разветвленного бюрократического аппарата (судебный, налоговый и проч.), регулярной армии, подчинение церкви светской власти. При абсолютизме достигается высшая степень государственной централизации. Социальную опору абсолютизма составляет дворянство. Складывание абсолютизма в России представляло собой длительный процесс. Предпосылки его возникновения складывались уже во второй половине XVI века, что проявилось в усилении централизации государственного управления, ликвидации остатков удельной раздробленности, ликвидации местничества. Особую роль в формировании абсолютизма в России играли события и явления, имевшие место в ХVII веке: отмирание такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земские соборы; эволюция приказной системы, а так же состава Боярской думы; расширение участия различных слоев населения в государственном аппарате; изменение царского титула; победный исход для царской власти ее соперничества с властью церковной. (См. статью в хрестоматии «Начало формирования абсолютизма».) Окончательное оформление абсолютизма произошло в России в первой четверти ХVIII века. Это нашло своё выражение в замене приказов коллегиями (возникновение бюрократического централизованного государственного аппарата), создании регулярной армии, полиции, окончательном подчинении церкви государству и т. д.  

Исторический словарь

Абсолютизм

— тип государственной власти, складывавшийся в различных странах. Для абсолютизма характерны следующие основные черты: сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха; право монарха распоряжаться налоговой системой и государственными финансами, существование разветвленного бюрократического аппарата; централизация, унификация и регламентация государственного и местного управления, территориального деления; существование постоянных армии и полиции; регламентация всех видов службы и состояния сословий.

Исторический словарь

Абсолютизм

— форма государства в некоторых странах Западной Европы и Востока в 16- 18 вв., в котором монарх обладает неограниченной верховной властью. В строго централизованном государстве создавался разветвлённый бюрократический аппарат, постоянная армия, полиция, налоговая служба, суды. Наиболее характерный пример абсолютизма — Франция в правление короля Людовика XIV, который считал себя наместником Бога на Земле.

Политический словарь

Абсолютизм

(от лат. absolutus) — форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках одного лица — монарха. Отличается чрезвычайно высокой степенью централизации государственной власти, фактическим отсутствием разделения властей.

Политический словарь

Абсолютизм

(фр. absolutisme лат. absolutus неограниченный, безусловный) — форма правления в позднефеодальных государствах, при которой власть в стране всецело принадлежит монарху (царю, императору, королю, курфюрсту), являющемуся единоличным законодателем, главой администрации, возглавляющему вооруженные силы, фактически руководящему судом, государственной и религиозной системой. Представительные органы государственной власти при А. отсутствуют. В странах Западной Европы А. возник в результате разложения феодального строя и развития буржуазных отношений, что привело к установлению равновесия между дворянством и буржуазией. В России А. существовал в XVIII — начале XX в.

Политический словарь

Абсолютизм

— форма правления, при которой вся верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежит монарху, передается в порядке престолонаследия.

Социологический словарь

Абсолютизм

Выражение "абсолютизм"  происходит от латинского слова absolutus, причастия от absolvere, разрешать, отрешать, отвязывать, освобождать. В философском смысле, абсолютно то, что "есть само по себе" ("кат авто" по-гречески), что "отделено и отвязанно (отрешенно) от чего бы то ни было" (аЬ аlio solutum), что "независимо" и "ничем не обусловлено", "безусловно", "самостоятельно". В политическом смысле, абсолютизм обозначает отрешенность государственной власти от всякого высшего начала и ее безусловную независимость  от общества как такового. представляет "симметрию отрешений": народ  отрешается от всякого участий в государственных делах, а правитель отрешается or постоянной зависимости от духовной (трансцендентной) этической ориентации. (Несмотря на возможные ссылки на трансцендентные истоки абсолютной власти, таковые служат лишь для ее безотзывного и безусловного перманентного оправдания). Однако, это последнее отрешение зачастую имеет лишь декларативный характер. Например, претензии западноевропейского абсолютизма на "просвещенность", указывают на его мистериальную связь с зотерическим иллюминизмом. отличается от тирании главным образом тем, что исторический абсолютизм имел легитимное происхождение,  в то время  как тирания почти всегда нелегитимна уже и по своему происхождению. зарождается в процессе  вырождения легитимных политических учреждений, когда ответственность за функционирование таковых сосредотачивается на одном человеке.  В Римской империи этим человеком стал император, понимаемый как делегат всего народа, которому принадлежала верховная власть.  Этот делегат таким образом, сосредотачивал в себе и верховную и все управительные власти (законодательную, исполнительную и судебную), при одновременном упразднении авторитарных прав сената и авгуров на вето. В западноевропейских монархиях абсолютным властителем становился легитимный монарх, в процессе отмирания или устранения системы политических учреждений и властей, в рамках отхода от христианской макроконституции, выраженной в доктрине Симфонии императора Юстиниана Великого. отличается от тоталитаризма  тем, что последний, как и тирания, не имеет легитимного происхождения и, кроме того, является политической кристаллизацией какой-нибудь идеологии, программатически предвидящей тотальную регламентацию всей общественной жизни. По классификации Аристотеля, который перечисляет пять основных видов монархии, абсолютизм можно отнести к группе "варварских царств". Таковые, "очень близки к тирании, но легитимны наследственны… они управляют в согласии с законом и при согласии своих подданных, а тираны против их воли…" (Политика,  1285 а). развился впервые в Римской империи, в процессе концентрации всей власти (верховной и управительной) в руках императора и превращения всех римских государственных институций в декоративные учреждения. Лишь реформы святого Константина Великого и учреждение им православной монархии положили конец этому первоначальному абсолютизму, преодолением отрешения верховной власти от всякого высшего начала, ее ограничением христианским учением и симфонией с Христианской Церковью.  Во всей своей полноте абсолютизм проявился конкретно в ряде западно-европейских государств в 18 и 19 веках. Он был проявлением  упадочной формы монархии, наступившей в результате подмена монархии, являвшейся верховной властью  и выражавшей высший нравственный идеал  нации, монархией управительной, пытавшейся с помощью централизованной бюрократии взять на себя отправление всех жизненных функций нации. В Западной Европе абсолютизм получил наиболее яркое выражение во Франции, Пруссии и, частично, в Испании. На процессы становления абсолютизма оказало сильное влияние  протестантское учение о Церкви, как обществе равных во всем верующих, без всякой иерархии, которые лишь "в видах целесообразности и порядка" (Л. Тихомиров) делегировали особых должностных лиц для осуществления руководства. Затем, была выработана теория,  что такое делегирование может быть безусловным, а "осуществление прав руководства" абсолютным. Но, так как европейские нации были жизненно способны к внутренней общественной организации, что не совмещалось с абсолютизмом, то абсолютизм привел западно-евопейскую политическую мысль в противоположную сторону. А именно, к идее возвращения народу его власти, которую он лишь временно доверил своим королям, но которая в принципе  является неотчуждаемой и подлежит возвращению во всякое время, чтобы ее затем можно было периодически "переделегировать" "народным представителям". Идеологами абсолютизма можно считать главным образом Жана Бодана (1520-1596). Гуго Греция (1583-1645) и Томаса Гоббса (1588-1679). В знаменитой "Правде вол и монаршей", составленной Феофаном Прокоповичем, теоретические основы монархии излагаются по Грецию и Гоббсу. Именно это и было началом нашего дальнейшего продвижения одновременно по двум непараллельным путям: 1. Нашей собственной монархии, подчиненной высшему духов ному началу собственного народа и ограниченной симфонией с Православной Церковью, соборным строем и широким народным самоуправлением. 2. Западной абсолютной монархией, ничем не ограниченной и подменяющей народные политические учреждения бюрократическими структурами. Такое раздвоение и привело со временем к катастрофе. "Смешение русской монархии с абсолютизмом" завершилось реформами Сперанского, во время императора Александра Первого, когда "нация  была подчинена правящему механизму (бюрократии). Верховная власть, по наружности, была поставлена в сосредоточии всех управительных властей. В действительности, она была окружена высшими управительными властями, и отрезана ими не только от нации, но и от остального управительного организма… Общая сложность усовершенствованных бюрократических учреждений, при отсутствии всяких учреждений единящих царя и народ, отрезывала государя от народа своим "средостением", облегчая деспотизм  управительных властей и низводя к возможному минимуму свободу самой верховной власти". (Л. Тихомиров). , как конкретное историческое явление, расцветает в начале нового времени и является первым политическим этапом модернизма,  подготовленного так называемыми возрождением и гуманизмом. В данном случае, "возрождение* относилось к возрождению римского дохристианского абсолютизма. Другими словами, это возрождение было реакцией на христианство  и на христианскую доктрину симфонии между правильным государственным строем и беспорочным священноначалием. В дальнейшем, абсолютизм ведет к секуляризации государства (у нас при Петре Первом, а затем при Екатерине Второй), к созданию отдельных национальных государств и к международной политика равновесия между ними, к меркантилизму  и протекционизму в экономических отношениях. Ликвидируя христианское наследив, абсолютизм возвращается вспять к политической идее последнего периода римского языческого государства о "делегировании" народом власти, и перебрасывает эту идею в последующие этапы модернизма, под видом так называемого "народного представительства". Общим знаменателем этой идеи, на всех ее трех этапах (языческого цезаризма, абсолютизма и либерализма) , является оправдание бюрократической или олигархической узурпации управительной власти и отстранение народа от прямого участия в государственных делах.

Социологический словарь

Абсолютизм

(от лат. absolutus — безусловный, неограниченный) — англ. absolutism; нем. Absolutismus. 1. Методологический принцип,  противоположный релятивизму,  применяемый в теории истины, этике и эстетике, признающий истину, добро, прекрасное объективными, неизменными предметами познания. 2. Форма  полит, организации, при к-рой неограниченная, верховная власть  сосредоточена в руках одного или нескольких лиц. Термин  возник для характеристики полит, систем абсолютных монархий, прежде всего в Европе XVII-XVIII вв. См. АВТАРКИЯ,  ДЕСПОТИЯ,  ТИРАНИЯ,  ТОТАЛИТАРИЗМ.     

Философский словарь

Абсолютизм

(этический) (лат. absolutis-безусловный) — методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе мн. домарксистских и нек-рых совр. буржуазных этических теорий. Моральные принципы, понятия добра я зла сторонники А. трактуют как извечные и неизменные, абсолютные начала (законы вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. В отличие от релятивизма, к-рый обычно выражал протест против канонизаций и догматизации господствующей морали, А. мог иметь двоякий смысл. С одной стороны, его сторонники часто выступали против относительности и условности господствующей морали, ее беспринципности и подчинения политическим интересам правящих групп; в противовес деградации нравов привилегированных классов они выставляли непреложные законы морали, должные соблюдаться всеми. Но, с др. стороны, такая критика господствующей морали не отрицала ее в принципе, а лишь обосновывала представление о ее незыблемости и универсальности. Поэтому абсолютисты приходили иногда к моральному догматизму и ригоризму. Абсолютистский взгляд на нравственность получает развитие еще в древности. Сократ. Платон, Евклид Мегарский трактуют добро как абстрактную, вечную идею, противоположную всему изменчивому и обусловленному в материальном мире вещей. Абсолютистские воззрения на природу морали присущи также христианскому учению в целом, хотя и не всегда проводились с равной последовательностью. Обоснование морали феодального, а затем буржуазного об-ва ссылкой на волю или разум бога имело целью придать этой морали абсолютное значение, поставить ее вне конкретно-исторических условий. Идеи А. провидятся и в нек-рых светских этических учениях нового времени. Так, англ. философ Шефтсбёри доказывал, что представления людей о нравственности имеют врожденный характер, неизменны и не могут быть обоснованы ссылками на человеческие интересу и общественную пользу (родственного чувства теории). Принцип А. развивают в своей этике Кант, а также Спенсер. Примером совр. направления буржуазной философии морали, где обосновываются идеи А., может служить интуитивизм — этическая теория, в к-рой. доказывается, что моральные понятия добра и долга неизменны и безусловны, что осн. моральные истины постигаются как «самоочевидные» и не нуждаются в доказательствах. Марксистско-ленинская этика противопоставляет А. принцип конкретно-исторического подхода к обоснованию природы нравственности, связывая ее с социальными условиями жизни людей, с их интересами и потребностями. Всякий моральный принцип возникает исторически, на определенной ступени общественного прогресса. И если он сохраняет свое значение для последующих эпох, то при этом наполняется новым, более конкретным и гуманным содержанием, отвечая более широким историческим возможностям прогрессивных классов. Так, коммунистическая нравственность воспринимает все лучшее из морали человечества в прошлом и развивает его содержание в направлении полной социальной справедливости.

Юридический словарь

Абсолютизм

— обозначение в ист. литературе типа гос. власти, складывавшегося в разл. странах в периоды их перехода от феод., сословного к капит., гражданскому обществу. Отличался от более ранних форм деспотий и более поздних форм авторитарной и тоталитарной государственности. В русской историч. литературе XVIII — XIX вв., посвящ. России, чаще употреблялся термин " самодержавие ". В.Н.Татищев, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский и др. наделяли термины " самодержавие ", " самодержавная монархия " всеми основными признаками абсолютизма. ( В настоящее время вопрос о синонимичности терминов " самодержавие " и " А." подвергается сомнению). Типология А. включает в себя след. осн. черты : сосредоточение законодат., исп. и суд. власти в руках наследств. монарха; наличие обширного разветвленного чиновничьего аппарата; централизация, унификация и регламентация гос. и местного управления, терр. деления; наличие постоянных армии и полиции; регламентация всех видов службы и состояния сословий. Гос. власть получает значит. самостоятельность по отношению к обществу. Форсированное оформление А. в России относится к кон. XVII — 1-й четв . XVIII вв. Подвергшийся значит. буржуазной модернизации в ходе реформ XIX в., русский А., тем не менее сохранил мн. черты организации и деятельности гос. аппарата крепостнич. эпохи. 2.03.1917 г. А. В России был ликвидирован в ходе Февральской революции и отречения от престола Николая II Романова.

Юридический словарь

Абсолютизм

(лат. absolutus — неограниченный, независимый) — формально неограниченная монархия, самодержавие. Одна из форм правления феодального государства, при которой юридически верховная власть (законодательная, исполнительная и судебная) в полном ее объеме принадлежит монарху и в государстве отсутствует орган, который бы юридически ограничивал его полновластие. Государственный аппарат централизован, армия является регулярной в основном наемной. Церковь подчинена светской власти. В Европе А. возник в конце XV- XVI вв., в период, когда в обществе после окончательного преодоления периода феодальной раздробленности завершился процесс образования централизованных государств. Кроме этого, зарождался капитализм, наметился упадок дворянства и формировалась буржуазия, еще не готовая к борьбе за государственную власть, но уже способная отстаивать перед дворянством свои коренные экономические интересы. Монархия, используя противоречия между дворянством и буржуазией, получила относительную самостоятельность по отношению к обоим классам, выступая при этом как некий арбитр. С финансовой помощью буржуазии монархия создала подчиненные ей армию и полицейско-административный аппарат. Основная часть дворянства, нуждаясь в сильном централизованном механизме подавления крестьянства, поддержала эти изменения. Сыграла роль и заинтересованность дворян в централизованной феодальной ренте (монарх передавал им часть собранных налогов в виде пенсий, пожалований и т.д.). Основные черты А. наиболее отчетливо проявились во Франции и России. Вначале А. играл прогрессивную роль. Он выступал против феодального распада страны; содействовал развитию национальной промышленности, проводя политику меркантилизма. Когда же капитализм достиг уровня, исключающего его дальнейшее эффективное развитие в недрах феодализма, А. был уничтожен в ходе революций (в Англии в XVII в., во Франции в XVIII в.). А. в других странах превратился в буржуазно-помещичьи конституционные монархии, большинство которых было уничтожено в ходе революций XX в. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия, Оман).

Фонетический разбор слова «абсолютизм»

Звуко-буквенный разбор слова абсолютизм. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «абсолютизм»

Какими словами можно заменить слово абсолютизм? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову АБСОЛЮТИЗМ

Сочетаемость слова «абсолютизм»

Как правильно употребляется слово абсолютизм? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • английский абсолютизм
  • государственный абсолютизм
  • испанский абсолютизм
  • королевский абсолютизм
  • просвещённый абсолютизм
  • русский абсолютизм
  • французский абсолютизм
Полная таблица сочетаемости слова АБСОЛЮТИЗМ

Cлово «абсолютизм» является ответом на вопросы