Нация

Cлово «нация» означает:

(от лат. natio — народ, племя) — народ, который создал себе зависящее от него правительство и имеет в своем распоряжении территорию, границы которой более или менее уважаются др. нациями (народ, организованный в государство). Нацию могут образовать несколько народов или части различных народов, напр. Великобритания, Швейцария. См. также Народ, Государство.

Источник: Философский словарь

Значение слова «нация» в русском языке

— историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языков, особенностей культуры и характера. Возникает в период преодоления феодальной раздробленности на основе экономических связей, образования внутреннего рынка, складывается из племен и народностей.

Источник: Исторический словарь

Исторический словарь

Нация

(лат. natio), термин, обозначающий совокупность граждан одного государства. Отсюда понятия: "национальная" экономика, законодательство, армия, интерес, символика и пр.

Политический словарь

Нация

— тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием.

Политический словарь

Нация

(лат. natio племя, народ) — устойчивая общность людей, исторически сложившаяся на основе единства происхождения (общности "крови"), культуры, совместного проживания и коммуникаций (экономических, политических и др.). В структуре Н. соединены этнические (происхождение, язык, культура) и социальные (совместность экономической жизни, развитые коммуникации и групповая идентификация) компоненты.

Политический словарь

Нация

— тип этноса, исторически возникшая социально экономическая и духовная общность людей, характеризуемая общностью территории, языка, экономических связей, психологического склада населения, культуры и самосознания.

Политический словарь

Нация

(от лат. natio — племя, народ) — исторически сложившаяся в процессе развития устойчивая общность людей, проживающих на одной территории, имеющих общую культуру, язык, самосознание. Характеризуется экономической общностью и единой, многообразно проявляющейся системой политической жизни, сложным этнопсихологическим характером. обладает особым складом, стилем мышления, менталитетом, чувством собственного достоинства. Будучи наиболее развитой историко-культурной общностью людей, нация продолжает развиваться, культурно обособляться и интернационализироваться. Выделяют две взаимопересекающиеся тенденции в развитии национальных отношений — тенденция экономической интеграции и интернационализации всех сторон человеческой жизни и тенденция к национальному самоопределению, самовыражению, самоуправлению. Эти тенденции часто находятся в состоянии острых конфликтных ситуаций, противоречий, которые обусловлены объективными и субъективными факторами и причинами, имеющими корни в экономической, социальной, политической и особенно духовной областях. В сознании, культуре, психологии отдельной нации заключен основной источник и причина всех возможных и реальных противоречий современной жизни. Каждая нация в острых ситуациях обязана искать корень неразрешимой проблемы в себе, а потом во взаимосвязи предметности спора, конфликта с другими нациями. Жизнь, практика показывают, что пробуждение национальной жизни, национальная суверенизация довольно часто вступают в противоречие с тенденцией интернационализации, взаимного обогащения отношений сотрудничества и единства, что ведет к перманентным национальным конфликтам. Национально-государственные образования строят свою политику на традиционной политической целесообразности, а не на строгом учете интересов людей. В результате многих причин объективного и субъективного характера резко обострились межнациональные отношения на посткоммунистическом пространстве общественной жизни. Экономическая неразвитость, социальная рыхлость и неопределенность, политическая неустроенность и духовно-ментальная традиционность, сопряженная с односторонним, автономным пониманием своего национального сознания и самосознания ведут к сепаратизму и конфликтным ситуациям, преодолеть которые в одночасье невозможно. Национальная проблема стала ведущей в постсоциалистических странах, и эффективной национальной политики и демократического решения ее до сих пор нет.

Политический словарь

Нация

(от лат. natio — народ) — устойчивая социально-этническая общность людей, сложившаяся исторически на фундаменте общих антропологических особенностей и единой этнической судьбы, общности языка, черт психического склада и особенностей культуры, чаще всего связанных общностью территории и экономической жизни. Национализм — идеология, ставящая в центр внимания свою нацию (национальность) и ее проблемы, отдающая национальному приоритет перед социальным. Одна из характерных черт сталинского марксизмаленинизма — принижение роли национального в общественной жизни, подчинение национального как второстепенного общесоциальному или интернациональному. Вульгарная политология, стремясь преодолеть сталинизм и предоставить национальному должное место, вообще отказалась от всякой субординации национального и социального. Исходным пунктом для правильного понимания сути национального и его роли в общественной жизни является признание того, что человек — биосоциальное существо. А это значит, что природа человека не может быть сведена ни к "совокупности общественных отношений", как это делал вульгарный марксизм, сталинизм, игнорировавший роль биологических сторон человеческой сущности (антропологические, этнические, половозрастные, эмоционально-волевые, психические и другие особенности), ни к "комплексу биологических качеств", что свойственно социал-дарвинизму, расизму и другим учениям, недооценивающим общественную сторону человеческой сущности (общецивилизационные, социальнопроизводственные, общественно-политические и другие качества). Однако признание человека биосоциальным существом, ориентирующее на учет и биологических и социальных сторон человеческой сущности, вовсе не означает, что на разных этапах антропогенеза, на различных исторических переломах и для любых этнических общностей эти аспекты человеческой сущности всегда выступали и выступают в статических, а не динамических взаимосвязях и взаимодействиях, что можно хоть в какой-то мере игнорировать исключительную сложность, подвижность и все еще слабую изученность протекающих здесь процессов (скажем, влияние особенностей развития этноса, его возраста на социальное поведение наций, на взрывы межэтнических, расовых и межнациональных конфликтов и т.д.). Нации и национальные отношения, развившиеся уже в новое время, все еще не имеют адекватной своей важности теории. Несмотря на все претензии марксизм не решил эту проблему. Выпячивание социальной сущности человека в ущерб его биологической стороне, характерное и для Маркса, и для Ленина, привело не только к постоянному подчеркиванию интернационализма в ущерб национальному, но и к постоянной критике любой защиты национального, к отождествлению такой защиты с чуждым прогрессу национализмом. В действительности идеология национализма, понимаемая как идеология защиты прав и свобод граждан своей нации, как защита языка, национальной культуры, обычаев и привычек (традиций), сама по себе не содержит ничего реакционного. Другое дело, если национализм превращается в шовинизм, в деление всех наций на высшие и низшие, в отождествление своей нации с общностью, которой уготована особая миссия, чем оправдываются неуважение к другим нациям и народам, агрессивность и другие несправедливые действия. Отождествив национализм с шовинизмом, некоторые марксисты часто противопоставляли свои демократические лозунги, осененные знаменем интернационализма, вполне естественной защите национальных интересов. Сталинизм довел эти односторонности до крайностей, осуждалась всякая защита своей нации, национального языка и культуры, считалось, что сама нация уже принадлежит прошлому, что уже идет всемирный процесс слияния наций. Советский Союз, задуманный и провозглашенный как федеративное объединение суверенных народов и наций, был шаг за шагом перестроен в деспотически централизованное унитарное государство со многими чертами империи с бесчисленными национальными неравенствами и несправедливостями. Такой подход, выдававшийся за марксистско-ленинский, был повторен во всех многонациональных странах "реального социализма". Под прессом репрессий и идеологической демагогии, скрывавших действительное положение дел, накапливались и множились национальные противоречия и обиды. Национальный вопрос, провозглашенный в "социалистическом мире" подчиненной частью социальноклассового вопроса и объявленный во всех многонациональных странах чуть ли ни решенным раз и навсегда, сразу же обнаружил и свою нерешенность и крайнюю остроту, как только с началом перестройки в СССР (1985) развернулась демократизация и пришла свобода печати. При всех особенностях межнациональных отношений в СССР, СФРЮ, Чехословакии и других европейских странах общими для всех стали взрыв национализма и полная неспособность как партийно-государственной бюрократии, так и пришедших ей на смену демократов найти разумное теоретическое и практическое решение национального вопроса: началось разрушение прежних отношений, структур и многонациональных государств. Фактический недемократизм прежней и новой власти исключал возможность действительного решения национального вопроса.Советский Союз первым пошел на сознательную перестройку прежних отношений, встал на путь подготовки нового Союзного договора, подписание которого было сорвано августовским переворотом 1991 г., а затем упразднением СССР в результате второго, декабрьского переворота (Беловежское соглашение). Захлестнувшая распадающийся СССР суверенизация республик стала угрожать целостности Российской Федерации, Украины, Грузии. Где же выход? В настоящее время есть основания утверждать, что социальное и национальное находятся в столь сложном взаимодействии, что эта сложность не допускает ни примата социального (выражением чего являлась ошибочная формула "ограниченного суверенитета" или "делегирования прав республик центру"), ни примата национального над социальным (выражением чего стала ошибочная формула "брать суверенитета столько, сколько переварите"). Жизнь обнаружила очевидную несовместимость принципа суверенизации и принципа нерушимости границ, роста производительных сил, интернационализации и интеграции экономик с суверенизацией и т.д. С учетом сложившейся ситуации выход видится в следующем: всюду, где налицо развившиеся нации и народности, должен быть провозглашен и обеспечен абсолютный и неотчуждаемый суверенитет каждой нации или народности. Если такая нация входит в более широкое, многонациональное объединение (федерацию, конфедерацию, содружество, союз), в этом более широком объединении должны быть учреждены постоянные совместные органы, которым вовсе не делегируются какие-либо права и полномочия наций (республик), и где их представители совместно решают представляющие для них индивидуальный и общий интерес вопросы. При этом каждая нация имеет неотчуждаемое право принимать или не принимать участие в том или ином акте, соглашении, действии. Причем представляющая нацию республика как независимое государство будет участвовать в решении общих проблем либо в федеративных, либо в конфедеративных формах, либо как ассоциированный член. При этом никакие решения совместных государственных (политических) органов, как и национальнореспубликанских, затрагивающих интересы данной нации (народа), не могут иметь места без законодательно предусмотренного согласия нации (народа), их полномочных представителей. В течение всей истории человечества любое организованное человеческое общество считалось нацией. Под нацией подразумевался народ со своей историей, культурой и языком, у которого даже не всегда было официальное правительство или четко определенное место проживания. Многие нации, по сути, представляли собой племена, как, например, чероки из штата Оклахома. В XVII в. определение нации изменилось, т.к. политические ценности сместились в сторону понятия "нация-государство". С появлением современной концепции национализма, под которым понимается сильно развитое чувство культурного исторического и территориального единства, люди осознали свое право проживать в своих собственных национальных государствах. Сегодня понятие нации или национального государства определяется как минимальная численность людей с четко выраженным чувством культурного единства, которые проживают на территории с официально признанными границами и имеют независимое национальное правительство. Стремительное развитие современного понятия нации вызвало за прошедшие века серьезные изменения в мире. Преданность монархам, церкви или своим владыкам сменилась преданностью делу нации. В двадцатом столетии мировая политическая структура продолжала коренным образом меняться, что было вызвано развитием современных средств связи и передвижения, вследствие чего национализм стал еще более заметной политической силой. Обширные империи, подобно Австро-Венгрии или Британской империи, раскалывались по мере того, как покоренные народы начинали борьбу за права своих наций на самоопределение. Это вызвало появление многих новых государств, особенно в Америке, Азии и Африке. Сейчас в мире насчитывается 160 отдельных наций, и процесс их образования еще не закончился, хотя это происходит и не так быстро. Что такое нация? Различные нации мирового сообщества являют собой пример разных стадий социального, экономического и культурного развития. Некоторые из них, например, американцы и японцы, представляют собой сильно развитые в техническом отношении государства с высоким жизненным уровнем. Другие же, как Индия и Заир, пытаются побороть у себя нищету. Но несмотря на все их различия, все нации имеют ряд общих характерных особенностей, которые делают их национальными государствами. Каждая нация занимает и контролирует независимую географическую территорию с признания (если не одобрения) этого мировым сообществом. Например, весь мир признает, что Уэльс является частью Великобритании, а Украина — частью Советского Союза, хотя и Уэльс и Украина имеют свои культурные традиции и говорят на национальных языках. Иногда одна нация может отказаться признать дипломатический статус другой нации, действуя при этом из политических или идеологических соображений. В течении почти 25 лет Соединенные Штаты отказывались признать Китайскую Народную Республику как законный политический режим на территории Китая. Но КНР была признана в качестве независимого государства большинством наций мирового сообщества. Территориальные претензии наций иногда приводят к спорам вокруг границ из-за того, что оба государства считают, что они вправе контролировать данную территорию. Разногласия вокруг территории Техаса привели в 1846 г. к войне между Мексикой и США; а между Индией и Пакистаном возник вооруженный конфликт вокруг территории Кашмира и Бангладеш. Подобные конфликты обычно не урегулируются, пока не начнется война, и нацияпобедительница не получит право на признание законности своих требований. Способность людей к единению; национализм. Национализм является главной опорой существования нации. Во времена перемен политических сдвигов и беспорядков чувство национального единства выступает как объединяющая сила, которая позволяет народу почувствовать себя нацией, что облегчает действия правительства по урегулированию ситуации. Национализм помогает оправдать действия государственной власти, т.к. люди, обладающие чувством национального единства, вряд ли будут считать свое правительство чуждой политической надстройкой. Национализм, таким образом, помогает оправдать применение властями силы против собственного народа или в отношении других государств. Важным моментом национализма является эмоциональная приверженность людей какому-либо географическому региону. Каждый народ питает свои чувства по отношению к родине. Английские колонизаторы тоже пытались захватить в Америку частицу родины, поэтому они давали своим поселениям такие названия, кал Джорджия, Вирджиния и Нью-Йорк. Сейчас русские говорят о "Матери-России", а японцы считают гору Фудзияма символом своей нации. Но на одной привязанности к географической территории чувства национального единства не построишь. Для его возникновения также необходимы общие исторические и культурные корни. Сознание общего прошлого, общей истории очень объединяет людей, подобно тому как оно объединяет граждан Республики Ирландии, которые гордятся вековой борьбой своего государства с Англией. Точно так же сознание общего культурного наследия, такого как религия, национальная литература, художественные или музыкальные традиции, могут помочь формированию чувства национального единства. Римская католическая церковь и памятники архитектуры и искусства эпохи Возрождения в Италии, русское литературное наследие таких писателей, как Лев Толстой, — все это в немалой степени способствовало формированию чувства национального единства итальянцев и русских. Отсутствие общих традиций — один из источников нестабильности политических режимов многих африканских и азиатских государств. Этим странам приходилось рассчитывать на пропаганду с помощью средств массовой информации, на "внушения" в школах, на воспитание на примере новых национальных героев, чаще всего военных, чтобы развить в людях чувство национального единства, которое на самом деле не смогло восполнить исторический и культурный вакуум. Подобно исторической и культурной общности, языковая общность также является важной частью национализма. Именно с помощью языка происходит передача исторических, культурных и социальных традиций из поколения в поколение; кроме того, язык — основной признак, по которому различаются этнические группы. В некоторых странах, как, например, в Индии и Швейцарии, используются два языка. Но в принципе существование и функционирование в стране нескольких языков лишь ведет к расколу общества, в то время как национальный язык выступает как его объединяющая сила. Деление Канады на англоговорящее население и франкоговорящее население, пожалуй, один из самых трудных моментов в истории нации. В некоторых азиатских и африканских государствах, состоящих из множества племен, наряду с национальным языком получил распространение английский или французский, поскольку ранее эти государства были английскими или французскими колониями. Что же удерживает от распада государство, в котором вроде бы нет общих традиций и народы которого составляют различные в этническом отношении группы со своей религией, историей и традициями? В Соединенных Штатах отсутствуют многие признаки национального государства: в стране нет единой национальной религии, а культура США представляет собой "синтез" культурных традиций других стран. Деннис Броган, английский политический обозреватель, заметил, что американский национализм опирается в первую очередь на некие символические понятия: в качестве объединяющей силы выступают идеалы нации, выраженные в Конституции и Билле о правах. В самом деле, религиозное учение мормонов гласит, что Конституция была божественным вдохновением и написана рукой Господа. Независимость и законность. Важной составной частью национализма является историческая и культурная общность, но другой, не менее важной — стремление наций к независимости. Под независимостью нации подразумевается управление страной без вмешательства извне. Как уже говорилось.., оплотом национальной независимости служит законность, которая может быть определена как способность правительства поддерживать в народе доверие к себе. Как происходит развитие наций? Что появляется вначале — государства или нации? — это общность людей, обладающих самосознанием, чувством единства, сходностью позиций и идеалов и чаще всего (но не всегда) говорящих на одном и том же языке. Государство — это правительственная структура, чаще всего независимая и обладающая достаточной властью, чтобы заставить выполнять свои предписания (надо заметить, что здесь слово "государство" используется в своем прямом значении, в этом смысле 50 штатов США государствами не являются). Многие, возможно, возразят, что нации появились задолго до возникновения государства. Государства, в конце концов, довольно искусственные образования: они рождаются, умирают и претерпевают изменения. Естественно, что именно нации лежат в основе государств, а не наоборот; люди с их общими национальными чувствами важнее, чем правительственные структуры. Исторические исследования, однако, опровергают эту точку зрения, основанную на здравом смысле. Почти во всех случаях сначала появлялись государства — правительственные структуры — и только затем вокруг них формировались нации. Толпы мятежников, выкрикивая антиправительственные лозунги, разливаются по улицам столицы страны третьего мира. Они устали от постоянного голода, в то время как друзья и родственники президента живут в роскоши. Даже привилегированные деловые круги отдают себе отчет в том, насколько коррумпировано правительство, и выступают за отставку президента. Президент, опасаясь за свою жизнь и благосостояние, дает армии приказ стрелять в мятежников. Вместо этого армия встает на сторону бунтовщиков, и президент спасается бегством, прихватив с собой чемоданы с деньгами, драгоценностями и произведениями искусства. И хотя он провозглашал себя отцом и спасителем своей страны, оказалось, что мало кто поддержал его. На другом континенте члены радикальной подпольной группы встречаются в маленькой квартире для разработки плана террористического акта. Они раздражены и возмущены тем, что они принимают за нарушение их национальных прав. Каждый человек имеет родину, почему они не могут ее иметь? Правительство, которое они ненавидят, отказывается их признать; более того, оно определяет их как врагов государства, их мирный политический протест был встречен полицейскими дубинками и арестами, поэтому террористы решают добиться своего более действенными средствами. Они начиняют машину взрывчаткой и ставят ее на стоянку возле правительственного здания; часовой механизм приводит в действие взрывное устройство, в результате чего погибают прохожие. Террористы считают, что они сделали важное дело и гордятся своей работой. В это время американский президент пытается осторожно отказаться от своих обещаний по ряду политических вопросов. На выборах победил его простой лозунг, продвинувший его далеко вперед от соперников по одному из событий текущего момента. Однако, вступив в президентство, он осознал, насколько затруднительно будет выполнять свои обещания по данному вопросу и как сложно провести этот вопрос через Конгресс, бюрократическую систему и через слои с различными интересами. Президент пытается ослабить свою политику, высказывает стремление к компромиссам и старается выглядеть уверенным в данном политическом вопросе. Критики говорят, что он становится слабым и нерешительным. По иронии судьбы именно в таких выражениях президент высказывался о своем предшественнике, которого он победил на выборах. Быть президентом, молчаливо размышляет он, значительно труднее, чем он себе представлял.

Политический словарь

Нация

— исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности территории, экономической жизни, языка и психического склада, проявляющегося в общности культуры (С., 2, 296). формируется на общей или соседствующих территориях в результате установления общего экономического уклада, что способствует выработке единого языка общения, взаимопроникновению культур и духовному сближению различных народов, населяющих эти территории. Право наций на самоопределение (право народа добровольно войти в состав общего с другими народами государство, а также право выйти из него) прогрессивно в первой части и регрессивно во второй. Соединение наций позволяет более оптимально построить общее хозяйство, осуществить рациональное разделение труда, создать более оптимальные хозяйственные связи в интересах трудящихся всех объединившихся наций. Разъединение наций ведет к нарушению сложившихся связей, разрушению общего хозяйственного механизма, к натурализации хозяйства, а далее к разобщению и вражде народов, в чем может быть заинтересована только национальная буржуазия. Признак "русский" — это признак национальности, а не нации, т.к. русские живут во многих странах мира, где сохраняют язык и некоторые традиции. Но они оторваны от территории России и имеют иной экономический уклад. Русские в России также являются национальностью, а не нацией в связи с большим смешением кровей самых разных народов. Под русской нацией до революции можно было подразумевать все население России, перевязанное многочисленными родственными и экономическими связями. За 70 лет существования СССР на его территории сформировалась новая советская (или социалистическая) нация, советский народ, включающий в себя около ста различных народов и национальностей, в котором русские составляли большинство, но в котором принадлежность к той или иной национальности практически потеряла значение. Общий экономический уклад, ликвидация эксплуататорских классов, зависимость благополучия каждого гражданина от благополучия страны и общества в целом формировали единство интересов трудящихся в укреплении социалистической экономики и общей для всех народов СССР Родины. Особенно ярко это проявилось в годы Великой отечественной войны. В перспективе после восстановления единого экономического социалистического уклада следует принять меры к исключению возможности разъединения и самоизоляции народов по национальным признакам, например, путем замены территориально-национального административного дробления на территориально-хозяйственное, исключением отметки "национальность" в паспортах и т.п.

Политический словарь

Нация

(от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей (см. Этническая общность). Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом и включает в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству.

Политический словарь

Нация

(от лат. natio — народ, племя) — исторически высшая форма этносоциальной общности людей, возникающая в основном в эпоху зарождения и развития товарно-денежных отношений (разложения феодализма и зарождения капитализма) на базе связанного с этим сплочения территории с населением, говорящим на одном языке, и характеризующаяся общностью языка, культуры, психологии, исторических судеб, этнического самосознания, обычаев и традиций. Решающим фактором формирования Н. из предшествующих им народностей является экономический. Прежде всего, под влиянием расширения и углубления рыночных отношений происходит все более тесная, устойчивая и прочная консолидация населения в рамках определенной этнической территории, преодоление средневекового партикуляризма, раздробленности и этнической неоднородности, включая и постепенное преодоление глубоких диалектных различий и складывание единого литературного языка. Конкретные пути возникновения той или иной Н. могут быть различны: прямое продолжение этнической линии развития от данной народности к данной Н.; появление Н. на основе этнической конвергенции (сближения) двух или не- скольких народностей; образование двух или нескольких Н. в результате этнической дивергенции (расхождения) частей одной народности. Важным фактором образования и развития Н. является государство. Не случайно важнейшей тенденцией национальных движений всегда было стремление к созданию народом своего национального государства. Следует иметь в виду, что понятие Н. нередко используется не в этническом, а в государственно-политическом смысле («национальная безопасность», «национальная экономика», «национальный доход», «национальные интересы» и т.д.). В этом случае под Н. понимается все или почти все население страны, ее граждане независимо от их этнической принадлежности.

Социологический словарь

Нация

— англ. nation; нем. Nation. 1. И стор. сложившийся тип этноса,  представляющий собой соц.-экон. целостность,  возникающую на основе общности экон. связей, территории, языка,  особенностей культуры и быта, псих, склада и самосознания. Н. развивается на основе народности. 2. Страна, государство. 

Социологический словарь

Нация

— исторический тип этноса,  представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка,  некоторых особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания.

Большой Энциклопедический Словарь

Нация

(от лат. natio — племя — народ), историческая общность людей,складывающаяся в процессе формирования общности их территории,экономических связей, литературного языка, этнических особенностейкультуры и характера. Складывается из различных племен и народностей (см.Этническая общность). Ряд современных ученых связывают нацию сопределенным народом и включает в число ее сущностных принципов общностьсамосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию какобщность принадлежности к определенному государству.

Исторический словарь

Нация

( лат. natio — народ) — 1) исторически сложившаяся форма общности людей; 2) страна, государство.

Исторический словарь

Нация

( лат. — племя, народ) — в наиболее общем виде это историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории , экономических связей, языка, особенностей культуры и характера. м предшествовали более простые общности людей — род, племя, союзы племен, народности. В XVI-XVII вв. из народностей стали интенсивно формироваться нации, чему способствовали развивавшиеся с приходом капитализма в Европу экономические, социально-политические связи. Процесс формирования наций объективно вел к образованию государств.

Исторический словарь

Нация

-тип этноса; исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, культуры и характера, развития национального самосознания. Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т.д. Обычно нации возникают из народностей и сохраняют их названия.

Исторический словарь

Нация

— историческая общность людей, сложившаяся благодаря общности их территории, экономических связей, литературы, языка, особенностей культуры и характера.

Исторический словарь

Нация

исторический тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, которая складывается и воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, особенностей культуры, психологического склада и этнического самосознания.

Исторический словарь

Нация

— совокупность племен, связанных сознанием своего единства в происхождении, историческим прошлым, в быте, нравах, обычаях; при наличии всех этих данных в расчет могут быть приняты также политическая история, язык и религия, хотя решающего значения эти свойства не имеют; напр., население некоторых колоний приобрело язык своих завоевателей, но не изменилось в смысле национальном; можно говорить по английски и не быть Англичанином, как Ирландцы или Индусы; можно го­ворить по французски, а не быть Французом, как Бельгийцы и Швейцарцы; можно пользоваться германским жаргоном, а не быть Нем­цем, как Европейские Евреи. С другой стороны, можно быть католиком и не быть Итальянцем, можно быть православным и не быть Русским и т. п. Северо-американские негры говорят по английски и некоторые из них принадлежат к англиканской церкви, но никто из них от этого Англичанином не стал.

Политический словарь

Нация

Исторически сложившаяся форма общности людей. Для Н. характерны общность материальных условий жизни: территории и экономической жизни, языка, черт характера, проявляющихся в общности культуры.

Политический словарь

Нация

— тип этноса, характерный для развитого классового общества, и исторически связанныйо со становлением капитализма, ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных связей, распространением грамотности и литературы на родном языке, укреплением национального самосознания. По П. Сорокину, нация — это группа людей, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих людей и их предшественников; 3) занимают общую территорию, на которой живут они и жили их предки. Только единство всех этих признаков образует нацию. " — это народ, обретший государственность" (И.А. Ильин). Русская нация в указанном смысле возникла в середине IX века.

Социологический словарь

Нация

(от лат. natio — народ)  — тип этноса  (см.), характерный для развитого классового об-ва. Возникновение Н. исторически связано со становлением капитализма,  ликвидацией феодальной раздробленности, усилением хозяйственных и др. связей, распространением грамотности и литературы на родном языке,  укреплением этнич. (нац.) самосознания. Первые европейские Н. формировались в границах  централизованных гос-в, на базе одной или нескольких близких в этнич. отношении народностей (см.), напр., франц. Н. — из северофранцузов и провансальцев. На востоке и юго-востоке Европы формирование Н. началось внутри полиэтнич. гос-в (Австро-Венгрия, Турция, Россия); окончательное политич. оформление Н. получили здесь в рез-те возникновения более или менее однонац. гос-в (Польша, Румыния и др.) или автономий внутри многонациональных гос-в (напр., союзные и автономные республики в СССР). В странах Америки Н. формировались из групп разно-этнич. европейских переселенцев, смешавшихся между собой и в разной степени с индейцами и неграми. Основным языком этих Н. обычно становился язык метрополии (Испании, Португалии, Англии и др.), а рамками их формирования — границы возникших гос-в. Во многих странах Азии и Африки формирование Н., развернувшееся главным образом после освобождения их от колониальной зависимости, еще не вполне завершено. В отечественной социологии долгое время  господствовало определение  Н. как исторически сложившейся устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономич. жизни и психич. склада, проявляющегося в общности культуры. Однако с середины 60-х гг. это определение стало уточняться и дополняться, напр., признаком нац. (этнич.) самосознания, связываться с общим понятием  этноса. В настоящее время, определяя Н., часто делают упор не на этнич. признаки, а на признаки стадиальные или этносоц., отличающие Н. от исторически предшествовавшей ей народности. К этим признакам относится унификация языка, гл. обр. в процессе  распространения его литературной формы через систему образования, литературу и средства массовой информации;  развитие  профессиональной культуры и искусства; формирование классово-соц. состава, соответствующего эпохе промышленно-научн. развития, через определенную форму государственности или сильно развитое движение за ее достижение,  а также через определение экономич. общности в рамках своих нац. гос-в. Лит.: Козлов В.И. Некоторые проблемы теории нации//Вопр. истории. 1967, № 1. В.И. Козлов

Социологический словарь

Нация

(nation) — общность  чувства (Макс Вебер, 1920) или воображаемая общность (Б. Андерсон "Воображаемая общность", 1983), основанная на одном или более из следующих признаков: раса,  этнос,  язык,  религия,  обычаи, политическая память  и разделяемый опыт другого.  существует там, где люди имеют общие претензии на принадлежность к единому целому, обеспечивая признание этого другими. Этнос оказался ни обязательным, ни достаточным условием государственности. Согласно Веберу, современные нации обычно нуждаются в государстве, чтобы защищать свою целостность и интересы,  а государства — в нации, если хотят располагать лояльностью  индивидуума. Однако существуют безгосударственные нации, например, шотландская, и безнациональные (или многонациональные) государства, вроде Пруссии и Советского Союза. Различия между этническими нациями (общностями происхождения) и гражданскими (ассоциациями в пределах территории) имеют главное значение  для плюрализма  и сосуществования, характера общества и определения гражданства.

Социологический словарь

Нация

— парод, испытывающий неразделенную любовь к своему государству.

Социологический словарь

Нация

— историческая общность  людей, следующая за народностью,  для которой характерно единство территории, языка,  культуры, менталитета,  экономических связей.

Социологический словарь

Нация

(лат. natio — племя,  народ)  — полисемантичное понятие,  применяемое для характеристики крупных социокультурных общностей индустриальной эпохи. Существует два основных подхода  к пониманию Н.: как политической общности (политические Н.) граждан определенного государства и как этнической общности (этно-Н.) с единым языком и самосознанием.  Многозначность понятия Н. отражает наличие множества концепций феномена Н. Наибольшее влияние  на современное понимание  Н. оказали идеи К. Дойча, Э. Гелнера, Б. Андерсона и Э. Смита. Для социально-демографического подхода Дойча ("Национализм  и социальная коммуникация" , 1966) характерно функциональное определение  Н. как группы, в пределах которой уровень коммуникативной активности значительно выше, чем за ее пределами. Гелнер ("Нации и национализм", 1983) считал, что Н. есть результат потребности современного общества в культурной гомогенности, обусловленной развитием  индустриального производства. Становление Н. непосредственно связано с распространением всеобщего образования и средств массовой информации. Н., по Гелнеру, — целенаправленно создаваемые общности. Ведущая роль  в этом процессе  принадлежит интеллигенции. К пониманию Н. Гелнером во многом близка позиция  Андерсона ("Воображаемые сообщества", 1991), рассматривающего современные Н. как искусственно создаваемые "воображаемые сообщества". В основе этого процесса, по Андерсону, лежит феномен "печатного капитализма"  со свойственными ему газетами и романами, изображающими Н. как социокультурную общность  (ср. с аналогичными идеями Мак-Люэна). Вместе с тем Смит ("Происхождение  наций", 1989), напротив, подчеркивает, что современные Н. органично связаны с доиндустриальными общностями, обозначаемыми им как этнии. По Смиту, все их разнообразие может быть сведено к двум типам: аристократическому и народному. Н., возникающие на базе первого типа этний, создаются путем бюрократической инкорпорации низших социальных групп в рамках одного государства. Ведущую роль в формировании Н. из народных этний играет интеллигенция,  борющаяся за сохранение этнических традиций. П.В. Терешкович

Социологический словарь

Нация

— исторически сложившаяся полиэтническая социальная общность  людей, возникшая и развивающаяся на основе общности их территории, экономических связей, особенностей национального самосознания, психического склада, единого унифицированного языка  в его литературной форме, многослойной полифонической культуры, государственно-правового регулирования всех сфер жизнедеятельности.

Толковый словарь Даля

Нация

ж. франц. народ, в обширном знач., язык, племя, колено; однородцы, говорящие одним общим языком, все сословия. Национальный, народный или народу свойственый; иногда, ошибочно, вм. простонаррдный. -ность ж. народность.

Философский словарь

Нация

(лат. natio — племя, народ) — полисемантичное понятие, применяемое для характеристики крупных социокультурных общностей индустриальной эпохи. Существует два основных подхода к пониманию Н.: как политической общности (политические Н.) граждан определенного государства и как этнической общности (этно-Н.) с единым языком и самосознанием. Многозначность понятия Н. отражает наличие множества концепций феномена Н. Наибольшее влияние на современное понимание Н. оказали идеи К. Дойча, Э. Гелнера, Б. Андерсона и Э. Смита. Для социально-демографического подхода Дойча ("Национализм и социальная коммуникация", 1966) характерно функциональное определение Н. как группы, в пределах которой уровень коммуникативной активности значительно выше, чем за ее пределами. Гелнер ("Нации и национализм", 1983) считал, что Н. есть результат потребности современного общества в культурной гомогенности, обусловленной развитием индустриального производства. Становление Н. непосредственно связано с распространением всеобщего образования и средств массовой информации. Н., по Гелнеру, — целенаправленно создаваемые общности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит интеллигенции. К пониманию Н, Гелнером во многом близка позиция Андерсона ("Воображаемые сообщества", 1991), рассматривающего современные Н. как искусственно создаваемые "воображаемые сообщества". В основе этого процесса, по Андерсону, лежит феномен "печатного капитализма" со свойственными ему газетами и романами, изображающими Н. как социокультурную общность (ср. с аналогичными идеями Мак-Люэна). Вместе с тем Смит ("Происхождение наций", 1989), напротив, подчеркивает, что современные Н. органично связаны с доиндустриальными общностями, обозначаемыми им как этнии. По Смиту, все их разнообразие может быть сведено к двум типам: аристократическому и народному. Н., возникающие на базе первого типа этний, создаются путем бюрократической инкорпорации низших социальных групп в рамках одного государства. Ведущую роль в формировании Н. из народных этний играет интеллигенция, борющаяся за сохранение этнических традиций. П.В. Терешкович

Философский словарь

Нация

(лат. natio — народ) — исторически сложившаяся форма общности людей, к-рая приходит на смену народности. Н. свойственна прежде всего общность материальных условий жизни: территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры. Н.— более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием капиталистической формации. Экономической основой возникновения Н. послужили ликвидация феодальной раздробленности, упрочение экономических связей между отдельными областями внутри страны, объединение местных рынков в общенациональный. Руководящей силой возникавших в этот период Н. была буржуазия, что наложило определенный отпечаток на их социально-политический и духовный облик. Внутри них обострялись социальные противоречия. Буржуазия, стремясь заглушить классовые противоречия, нередко становилась на путь разжигания межнациональных антагонизмов, проповеди идеологии национализма и национального эгоизма. Пролетариат противопоставляет буржуазному национализму идеологию и политику интернационализма. Проходящие в совр. об-ве процессы существенно меняют облик Н. Ускоряется процесс интернационализации, к-рый ломает национальные перегородки и уничтожает национальную обособленность. Создаются новые возможности для экономического и духовного прогресса Н., развития равноправных и взаимовыгодных отношений различных Н. и народностей, хотя национальные раздоры остаются характерной чертой межнациональных отношений при капитализме. В нашей стране после Октябрьской революции в жизни Н. и народностей произошли крупные преобразования, укрепилась дружба и интернациональные связи народов СССР. Однако глубокие деформации и грубые нарушения в жизни советского об-ва, попрание демократических норм и принципов социализма в период культа личности Сталина, идеология и психология застоя привели к накоплению деформаций, разного рода негативных явлений, в т. ч. в сфере национальных отношений. Перестройка и демократизация призваны создать реальные предпосылки для возрождения национальной самобытности, углубления процесса интернационализации, взаимного влияния и обогащения Н.

Философский словарь

Нация

историческая форма общности людей, характеризующаяся единым типом организации хозяйственной жизни, культуры, особой психологии, общей территорией, национальным языком и некоторыми другими чертами. По сравнению с другими формами общности людей нация представляет собой наиболее развитую форму присвоения внешней (географическая среда) и внутренней (генотип) природы. Нации начали складываться в период формирования буржуазного типа организации хозяйства, когда у этой общности людей приобрели ярко выраженную специфику и культура, и национальный язык. Как правило, нация тяготеет к единой религии, имеет развитое государство, подчиненное национальным интересам. Национальное государство проводит политику, направленную на нормальное воспроизводство национальных особенностей в экономическом, культурном, военном и религиозном отношениях. Сами этнические признаки, лежащие в основе нации, становятся объектом сознательного государственного регулирования, что способствует складыванию наций не только из различных этнических групп, но и из различных рас (например, американцы – основное население США). Существенным конституирующим, скрепляющим фактором нации выступает национальное самосознание, основывающееся прежде всего на таких моментах национальной культуры, как историческая память и осознание значимости истории своего народа, его материальных и духовных достижений, а также культ национальных гениев (например, аль Фараби, Абылайхан, Абай в Казахстане, И. Гете – в Германии, Петр Первый, А. С. Пушкин – в России.

Философский словарь

Нация

(лат. natio — народ) — исторически сложившаяся форма общности людей, возникшая на основе общности "языка, территории, экономической жизни (я бы сказал экономической и политической жизни — В.Г.) и психического склада, проявляющегося в общности культуры" (По Сталину [11]) — понятие, которое в настоящее время не удовлетворяет никого и все пытаются вложить в него свой смысл… Достаточно интересным представляется такое определение [21]: " — духовное единение людей на основе общности исторической судьбы в прошлом, общей национальной культуры, национальных традиций и т.д. и стремления продолжить свою историческую жизнь в будущем. Жизнь нации выявляется в национальном духе, национальном сознании — чувстве патриотизма, объединяющих членов нации. От крепости национального духа зависит крепость нации. Крепость национального духа во многих отношениях зависит от богатства национальной культуры и прочности национальных традиций. , прежде всего — духовное единство. Но образованию нации благоприятствуют и другие факторы: расовая и племенная близость, а также общий язык, территория, религия и т.п. Нормально развивающаяся нация должна быть тесно связана с государством. всегда рождается в недрах государства, в начале своего существования всегда непосредственно связана с государством". По [2] нация — исторически сложившаяся общность людей, которая приходит на смену народности. Определение не достаточно внятное, но хорошо дополняется понятием народность и учитывает динамику развития общества. Существует понятие коренные нации. Что же это такое коренные нации? Что такое титульная нация? Представляется так на территории России или Волго-Вятского региона: — русские, чуваши, татары, марийцы, мордва (эрзя и мокша), башкиры в Среднем Поволжье — это коренные нации; — немцы Поволжья — укоренившиеся (так как селились по указу конкретного лица, а не историческими механизмами переселения народов, то есть ими "цена земли" не плачена); — корейцы, китайцы, греки, латыши — некоренные нации, но на уровне СССР это были как коренные, так и укореняющиеся (т.е. очерчиваем регион и смотрим, какие этнические группы в нем представляет народ со своей культурой и инфраструктурой, какие этнографические и политические процессы идут); — титульная нация — та нация, в честь которой названа территория.

Философский словарь

Нация

— исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры.

Экономический словарь

Нация

(лат. папо — племя, народ) -1) в теории конституционного права историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки; 2) в конституционном праве англо- и романо-язычных стран — термин, обычно имеющий значения "государство", "общество", "совокупность всех. граждан".

Толковый словарь Ожегова

Нация

Страна, госуда рство

Юридический словарь

Нация

(лат. natio — племя, народ) — 1) в теории права — историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки. В некоторых случаях синонимом Н. является понятие "народ"; 2) в конституционном праве англо- и романоязычных стран — термин, обычно имеющий значения "государство", "общество", "совокупность всех граждан".

Cлово «нация» означает:

Нация

На́ция (от  — племя, народ) — социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

Существует два основных подхода к пониманию нации как:

В международном праве является синонимом национального государства: ср.

Источник: Википедия

Большой современный толковый словарь русского языка

ж.

1.Исторически сложившаяся устойчивая этническая общность людей, основанная на общности языка, территории, экономической жизни, а также на основе специфической только для данного этноса добровольно и естественно принимаемой всеми национальной культуры и формируемого на ее основе национального интереса.

2.государство, страна.

Новый словарь иностранных слов

Нация

( лат. natio народ) исторически сложившаяся форма общности людей; нации свойственны общность территории и экономической жизни, общность языка, нек-рые черты психологического и духовного облика, проявляющиеся в своеобразии культуры.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Нация

ж.
1) Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, а также на основе специфической только для данного этноса, добровольно и естественно принимаемой всеми национальной культуры и формируемого на ее основе национального интереса.
2) Государство, страна.

Словарь Даля

Нация

жен. , франц. народ, в обширном знач., язык, племя, колено; однородцы, говорящие одним общим языком, все сословия. Национальный, народный или народу свойственый; иногда, ошибочно, вместо простонародный. -ность жен. народность.

Словарь иностранных выражений

Нация

[исторически сложившаяся форма общности людей; нации свойственны общность территории и экономической жизни, общность языка, нек-рые черты психологического и духовного облика, проявляющиеся в своеобразии культуры.

Словарь русского языка Лопатина

Нация

н`ация, -и

Словарь русского языка Ожегова

Нация

В некоторых сочетаниях: страна, госуда рство Организация Объединенных Наций. нация исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующихся в процессе фо рмирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, ос обенностей культуры и духовного облика

Современный толковый словарь, БСЭ

Нация

(от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей (см. Этническая общность). Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом и включает в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству.

Толковый словарь Ефремовой

Нация

нация ж.
1) Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни, а также на основе специфической только для данного этноса, добровольно и естественно принимаемой всеми национальной культуры и формируемого на ее основе национального интереса.
2) Государство, страна.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Нация

нации, ж. (латин. natio).

1. Исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры. – Нация является не просто исторической категорией, а исторической категорией определенной эпохи, эпохи подымающегося капитализма. процесс ликвидации феодализма и развития капитализма, является в то же время процессом складывания людей в нации. Сталин. Нация – это исторически сложившаяся устойчивая общность языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. Сталин….Нация, как и всякое историческое явление, подлежит закону изменения, имеет свою историю, начало и конец. Сталин. Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и за социализм… Ленин.

Словарь экономических терминов

Нация

(лат. папо — племя, народ) —
1) в теории конституционного права • историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки;
2) в конституционном праве англо- и романо-языч-ных стран — термин, обычно имеющий значения "государство", "общество", "совокупность всех. граждан".

Однотомный большой юридический словарь

Нация

( лат. natio — племя, народ)
1) в теории права — историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют ее признаки. в некоторых случаях синонимом н. является понятие народ;
2) в конституционном праве англо- и романоязычных стран -термин, обычно имеющий значения государство, общество, совокупность всех граждан.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Нация

(от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки. Подлинно научная теория Н. создана К. Марксом и Ф. Энгельсом и развита В. И. Лениным. Согласно этой теории, Н. возникает как новое социально-историческое явление в период преодоления феодальной раздробленности общества и укрепления политической централизации на основе капиталистических экономических связей. При этом классики марксизма-ленинизма подчёркивали важную роль государства в консолидации Н. В. И. Ленин писал, что образование национальных государств является тенденцией (стремлением) всякого национального движения. 'Типичным, нормальным для капиталистического периода является, поэтому национальное государство' (Полное собрание соч., 5 изд., т. 25, с.
259). В. И. Ленин отверг излюбленный буржуазной социологией и историографией приём смешивать Н. с расой и племенем, представлять её как дальнейшее продолжение и усложнение родоплеменных связей, как вечное, естественное, внеисторическое явление. Ленин подверг критике взгляды О. Бауэра, который определял Н. как общность культуры и характера, возникшую на почве общности судьбы, охарактеризовав его теорию как идеалистическую (см. Ленинский сборник, XXX, 1937, с.
53). Консолидация Н. облегчается наличием этнически родственных племён и народностей. Но это не обязательное условие. Нет также обязательной прямой генетической линии, связывающей этнические свойства племени, народности и Н. Фактически не существует гомогенных (однородных) Н. Все Н. возникли из различных племён, а некоторые и из различных народностей. Немало Н., например американские, образовалось не только из различных этнических групп (см. Этническая общность ) , но и из различных рас (см. Расы ) . Поэтому нельзя включать в понятие Н. расовую общность. Н. не определяется также религиозными и государственными общностями. Существуют разные Н., исповедующие одну и ту же религию, и, наоборот, существуют Н., части которых исповедуют разные религии. Есть разные Н., живущие в одном государстве, и Н., не имеющие своей национальной государственности. В жизни Н., её отношениях с др. Н. этнические (языковые и культурно-бытовые) особенности занимают большое место, но они не предопределены биологически, а являются продуктом социального развития. Длительная совместная жизнь и деятельность различных этнических групп в рамках сформировавшейся Н. вырабатывают новый этнический (национальный) облик. В последнем можно проследить некоторые 'сквозные' элементы, идущие от прежних исторических общностей, но и они при всей своей устойчивости не являются неизменными. Т. о., Н. по своей сущности есть общественно-историческое явление. Постоянно подчёркивая социальное происхождение и социальную сущность Н., Ленин указывал на то, что создание '… национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных' (Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с.
154), что '… нельзя было из феодализма перейти к капитализму без национальных идей' (там же, т. 26, с.
35), что 'нации неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития' (там же, с.
75). Началом исторического этапа образования Н. Ленин считал конец средних веков и начало нового времени, а её экономической основой — капитализм с его требованиями создания внутреннего рынка и общего для данной общности языка как важнейшего орудия торговых связей. Необходимым условием возникновения многих современных Н. было развитие буржуазии, складывание единого рынка. Сформировавшаяся Н. имеет отчётливо выраженный 'экономический признак' (см. В. И. Ленин, Ленинский сборник, XXX, 1937, с.
53). Для образования общности экономической жизни необходима общность территории, которая, будучи условием образования Н., выступает затем и в качестве её признака. В процессе консолидации Н. различными путями вырабатывается общий литературный язык, который, в свою очередь, становится могущественным средством национальных связей. На основе длительной совместной жизни людей, связанных единой экономикой, территорией и языком, возникает также общность духовной жизни. Основоположники марксизма-ленинизма считали её важной для развития Н., но подчёркивали противоречивость культуры и психологии Н., состоящей из враждебных классов. 'Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре', — писал В. И. Ленин (Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с.
129), имея в виду, что буржуазно-помещичья и клерикальная культура противостоит демократической и социалистической культуре. Эти две культуры создаются представителями одной национальности, но разных 'двух наций в одной нации', имеющих разную общественную идеологию и психологию. Вместе с тем правомерно говорить о национальных особенностях психологии как о характерной черте Н. Общность экономических связей, территории, языка, а также некоторые общие традиции, национальные особенности культуры, психологии порождают сознание национальной общности — национальное самосознание. Национальное самосознание, возникнув, становится важным условием существования и развития Н., которая выступает уже не только как объективная связь, но и как связь, основанная на самосознании в широком смысле, включающем в себя сознание этнической общности, приверженность к национальному языку, территории, культуре, определённое отношение к другим Н., чувство национальной гордости. Жизненность, активность Н. в значительной мере определяются характером и уровнем национального самосознания, но при этом классы-антагонисты, их партии придерживаются противоположных позиций и разрабатывают свои политические линии воспитания национального самосознания. Марксистско-ленинские партии развивают его в соответствии с подлинными национальными интересами, находящимися в неразрывной связи с интернациональным единством трудящихся всех стран, а буржуазные и мелкобуржуазные идеологи извращают национальное самосознание, выдавая узкоэгоистические, националистические интересы за подлинно национальные интересы. Процесс формирования разных Н. определяется соотношением экономических, политических, этнических признаков, а также характером исторической эпохи. В ряде случаев процессы становления Н. и условий её существования происходят одновременно, дополняя друг друга. Так, первые европейские Н. вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и др. этнических признаков, выступавших как условия формирования этих Н. В др. случаях Н. складываются и тогда, когда нет ещё полной готовности всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и Африки Н. формируются в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на исторически сложившейся в результате колониальных разделов территории из различных по языку, культуре, экономическим связям племён и народностей и становятся формой территориально-экономического сплочения, политического и культурного развития этих стран. Следует учитывать также, что образование Н. не является универсальной стадией развития всех народов мира. Многие малочисленные народы (племена, языково-территориальные группы) нередко сливаются с крупными Н. Для правильного понимания как сущности Н., так и места и роли её этнических особенностей необходимо различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как 'нация' и 'национальность'. Понятие 'национальность', выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов Н. и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие 'Н.'. Различение указанных понятий помогает объяснить, почему группы людей, имеющие общую национальность с той или иной нацией, но не живущие на её территории, не являются представителями данной Н. Наконец, становится понятным, почему Н. или народность при социализме в корне меняет социальную сущность, сохраняя свою национальность. В ходе строительства социализма происходит ликвидация эксплуататорских классов, национальных и межнациональных антагонизмов. Н. претерпевают коренные изменения, происходит преобразование Н. капиталистического общества в социалистическое. Сохраняя или в известной степени модифицируя свои этнические признаки, Н. в корне меняют свой социальный тип, становятся социалистическими по своей классовой структуре, политическому строю и духовному облику. Исходные признаки Н. наполняются во многом новым содержанием, появляются новые характеристики Н., определяемые её социалистической и интернациональной жизнью. Основой развития социалистических Н., их социально-политического и идейного единства является то, что в каждой из них устанавливается подлинная общность экономической жизни, а в многонациональных государствах возникает единство интересов трудящихся всех Н. Общность территории как условие существования социалистических Н. также приобретает новое качество. Границы национальных республик, например, в СССР не имеют уже своего былого значения, не ведут к обособлению Н. Происходит постоянное и всестороннее общение между Н., которые стремятся разумно использовать всю территорию СССР как общее достояние советского народа. Социализм создаёт самые благоприятные условия для развития национальных языков. знание же наряду с национальным языком и языка межнационального общения, каким в СССР стал русский, усиливает взаимообогащение национальных культур, социалистических по содержанию и национальных по форме. На основе экономической, социальной и идейно-политической общности социалистической Н. развиваются интернациональные черты их культуры, происходит сближение национальных культур. Социалистические Н., сохраняя прогрессивное культурное наследие, формируют новые ценности культуры, которые становятся общим достоянием всех народов. Национальное и интернациональное в культуре социалистических Н. составляют единство, в котором ведущей является интернациональная сторона. В ходе строительства коммунизма возникают и развиваются новые традиции, которые сближают и объединяют все социалистические Н., укрепляют их духовную общность. Новые черты социалистических Н. формируются под решающим воздействием рабочего класса, ведущей интернациональной силы Н. Революционные изменения всей социально-экономической, политической и духовной жизни в условиях социализма вырабатывают социалистическое национальное самосознание. В зрелом социалистическом обществе интенсивно протекает единый процесс расцвета и сближения Н. Подлинный расцвет происходит не на путях национальной обособленности, а на базе интернационализации экономики, политики и единой идеологии, а также формирования интернациональных черт в культуре, духовном облике социалистических Н. Поэтому расцвет Н. способствует их сближению, а сближение Н. усиливает их расцвет. Одной из самых существенных черт социалистических Н. является их братское сотрудничество и взаимопомощь на основе принципов социалистического интернационализма, которые приводят к развитию новых интернациональных общностей, таких, как советский народ, крепнущее содружество социалистических народов. В ходе строительства коммунизма ускоряется процесс сближения Н., который ведёт к стиранию их различий, связанных с устаревшими формами жизни, и даже к слиянию отдельных малочисленных этнических общностей. Стирание национальных различий — процесс более длительный, чем стирание классовых различий. Полное слияние Н. произойдёт в результате их дальнейшего расцвета и постепенного, всё более тесного сближения во всех сферах жизни. Коммунисты не сторонники увековечивания национальных различий, они поддерживают объективный прогрессивный процесс всестороннего сближения Н., создающего предпосылки их будущего слияния на основе полной добровольности и демократизма. Марксисты-ленинцы выступают как против сдерживания этого процесса, так и против его искусственного форсирования. Отчётливое знание перспектив развития Н. особенно важно для социалистических стран, общественные отношения которых, в том числе и национальные отношения, научно регулируются и направляются к определённой цели. Опираясь на марксистско-ленинскую теорию, можно предвидеть, что полная победа коммунизма во всём мире создаст условия для слияния Н. и все люди будут принадлежать к всемирному бесклассовому и безнациональному человечеству, имеющему единую экономику и единую по содержанию богатейшую и многообразную коммунистическую культуру.Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4: их же, О польском вопросе, там же; Энгельс Ф., По и Рейн, там же, т. 13; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, О разложении феодализма и возникновении национальных государств, там же; Ленин В. И., Что такое 'друзья народа' и как они воюют против социал-демократов-, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, От какого наследства мы отказываемся-, там же, т. 2; его же, Положение Бунда в партии, там же, т. 8; его же, К вопросу об общенациональной революции, там же, т. 15; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24; его же, О 'культурно-национальной' автономии, там же; его же, О национальной программе РСДРП, там же; его же, Тезисы реферата по национальному вопросу. Между 10 и 20 января (23 января и 2 февраля) 1914 г., там же; его же, Под чужим флагом, там же, т. 26; его же, Социалистическая революция и право нации на самоопределение, там же, т. 27; его же, Речь по национальному вопросу 29 апреля (12 мая) 1917 г., там же, т. 31: его же, II Конгресс Коммунистического Интернационала, там же, т. 41; его же, О пролетарской культуре, там же; его же, III Конгресс Коммунистического Интернационала, там же, т. 44; его же, К вопросу о национальностях или об 'автономизации', там же, т. 45; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Международное совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Марксизм-ленинизм о пролетарском интернационализме. [Сб.], М., 1969; Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях, 2 изд., М.,

1974. См. также лит. при статьях Интернационализм , Национальный вопрос , Национализм . С. Т. Калтахчян.

Полный орфографический словарь русского языка

Нация

нация, -и

Викисловарь

Нация

исторически сложившаяся устойчивая этническая общность людей, основанная на общности языка, территории, экономической жизни, а также на специфической для данного народа культуры государство, страна

Каким бывает «нация»?

Нация бывает:

  • германская
  • господствующая
  • армянская
  • коренная
  • островная
  • еврейская
  • украинская
  • выдающаяся
  • немецкая
  • арабская
Все определения к слову НАЦИЯ

Морфемный и фонетический разбор слова «нация»

Морфемный (разбор по составу, частям речи) и звуко-буквенный разбор слова нация. Слоги, перенос слова, транскрипция и цветовая схема.

Синонимы к слову «нация»

Какими словами можно заменить слово нация? В качестве синонимов в русском языке чаще всего используются:

Все синонимы к слову НАЦИЯ

Ассоциации к слову «нация» (слова на тему)

С чем ассоциируется слово нация? В русском языке со словом нация чаще всего ассоциируются следующие слова:

Все ассоциации к слову НАЦИЯ

Сочетаемость слова «нация»

Как правильно употребляется слово нация? Примеры сочетаемости с прилагательными, существительными и глаголами помогут вам это лучше понять.

  • американская нация
  • английская нация
  • арабская нация
  • арийская нация
  • большая нация
  • британская нация
  • буржуазная нация
  • великая нация
Полная таблица сочетаемости слова НАЦИЯ

Предложения со словом «нация»

Примеры употребления слова нация в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Вождь германской нации стал замкнутым и угрюмым, зато полностью избавился от раздражительности, преследовавшей его предыдущие месяцы.

Максим Шейко, Идут по Красной площади солдаты группы «Центр». Победа или смерть

Но местные дизайнеры могут выступать в качестве представителей нации или сообщества, к которым они принадлежат, а местные показы мод, безусловно, способствуют улучшению локальной экономики.

Коллектив авторов, Конец моды. Одежда и костюм в эпоху глобализации

Но ты не бойся, я, как крупный государственный деятель, на простые человеческие крайности не имею права, я центрист, как и должен быть глава титульной нации людей.

Гай Юлий Орловский, Ричард Длинные Руки – гранд

Семья — то место, где нация находит надежду, а крылья — мечту.

Джордж Уокер Буш

Все предложения и цитаты со словом НАЦИЯ

Cлово «нация» является ответом на вопросы